Posted 10 августа 2021, 15:32
Published 10 августа 2021, 15:32
Modified 30 марта, 08:29
Updated 30 марта, 08:29
Следующим по значимости источником политического негатива, с которым столкнется режим, станет экология. В отрасли масса проблем — горящие лесные массивы, объемы которых бьют все рекорды; мусорная реформа, создающая все больше точек напряжения по всей стране; «черное небо» над российскими городами и так далее.
И что же всему этому противопоставляют власти?
Вот смотрю на сайте Минприроды, как министр Козлов приехал в Новокузнецк и в качестве главного средства решения проблемы загрязнения воздуха предложил покупку 38 троллейбусов и 37 трамваев. Это — в срок до 2024 года и в городе, который буквально задыхается от смога.
Или возьмем те же самые пожары — даром, что горит вся страна, а техника, используемая для тушения, во многих регионах изношена на три четверти, — но если бы не совещание, которое провел на днях в Челябинске Путин, то на сайте министерства на этот счет вообще бы ничего не было. Там практически нет никаких других новостей по поводу горящих лесов, зато полно радостных сообщений о новых очагах обитания снежного барса или удачно сделанных на Дальнем Востоке снимков молодого леопарда.
Делать вид, что в подведомственной отрасли царит тишь да гладь, в нынешних условиях представляется верхом неадекватности. Российской экологии нужны руководители, умеющие работать с негативной повесткой, а не те, кто глянец на прогнивший остов пытаются навести. Нужны руководители-коммуникаторы, которые не будут вылезать из «горячих точек», встречаясь с недовольными и разруливая конфликты. Нужны те, кто своей искренностью убедят народ в том, что правительство честно пытается решить множащиеся проблемы. А теперь посмотрите на министра и скажите, кого и в чем он может убедить?
За оставшиеся до выборов месяц сделать отрасль более политически-адекватной власти, конечно, не успеют. Поэтому «Единая Россия» может не сомневаться, что здесь она потеряет массу голосов. Если власти и после этого не сумеют взять процессы политизации природоохранной повестки под свой контроль, то следующий массовый протест в стране вполне может начаться с экологии.
Кстати, так уже было в конце 80-х. Развал Союза, как известно, начинался с отпадения Прибалтики, а оно, в свою очередь, началось с протестов населения Эстонии, недовольного намерениями Москвы организовать в республике добычу фосфоритов, а также возмущения латышей и литовцев по поводу планов центра построить ГЭС под Даугавпилсом и запустить третий энергоблок на Игналинской АЭС. Политика тогда во многом выросла из экологии.
Аббас Галлямов, политолог