Posted 9 августа 2021, 17:56
Published 9 августа 2021, 17:56
Modified 30 марта, 08:29
Updated 30 марта, 08:29
Месяц назад я говорил о том, что качество официальной статистики по ковидным смертям пусть медленно, но улучшается. К сожалению, этот оптимизм был преждевременным — в связи с новой волной эпидемии вранья снова стало больше. На графике показано, как менялось со временем соотношение чисел смертей от ковида, публикуемых оперштабом и Росстатом. Чем больше этот показатель — тем лучше, в идеале он должен быть равен единице. С конца прошлого года он рос и в мае составил 60%, но в июне снова снизился до 51,5%. То есть оперштабы примерно в два раза занижают число смертей, по сравнению со статистикой, собираемой ЗАГСами и потом публикуемой Росстатом. Причем в оперативных сводках мы видим именно данные оперштабов, которые в последние два месяца все больше расходятся с действительностью. В июле, я боюсь, это соотношение упадет еще сильнее.
Страна уже, по большому счету, проиграла войну с ковидом — большинство россиян успело переболеть, не дождавшись вакцинации. По оценке демографа Алексея Ракша, уже к концу лета число умерших от ковида за весь период эпидемии составит 700 тысяч человек. Столько же людей проживает в Тольятти, 19-м по размеру российском городе. Если считать, что летальность этой болезни составляет 0,7%, то 700 тысяч умерших соответствуют 100 миллионам переболевших, это 70% российского населения.
Перед государством стояла масштабная задача уберечь людей от болезни, преодолев их недоверие, и своевременно провести вакцинацию. Эта задача не была решена во многом потому, что государственная политика в отношении ковида — в том числе введение ограничительных мер и правдивое информирование о масштабах эпидемии — диктовалась в первую очередь политической целесообразностью, а не заботой о жизнях и здоровье граждан.
Алексей Захаров, социолог