Posted 28 июля 2021, 13:48
Published 28 июля 2021, 13:48
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
Проблемы предвыборной повестки.
1. Приоритет внутренней, социально-экономической тематики. Большинство людей мало интересует геополитика, Украина, военная мощь и историческая память. Это приоритетные темы для немалой части старшего и небольшой части среднего поколения — верных телезрителей, для которых актуальна (и будет актуальна всегда) травма 90-х, причем в связи как с падением собственного жизненного уровня, так и престижа страны. Для остальных эти темы ушли на глубокую периферию по сравнению с ценами, работой, пенсиями, вакцинацией.
2. В условиях слабости российской партийной системы и уязвимости всех парламентских брендов (высокий моральный износ, усталость от одних и тех же персонажей) велика вероятность негативной мобилизации, голосования не «за», а «против». В связи с этим претензии к конкретным партиям по конкретным вопросам становятся менее значимыми — многие голосуют не за идеальную партию (для большинства избирателей таковой нет), а за наименее неприятную.
3. Запрос на обновление может выразиться как в росте внимания к внепарламентским партиям (не обязательно трансформирующимся в электоральный результат), так и в голосовании последнего дня, то есть в выборе, который будет делаться уже на избирательном участке, исходя из эмоционального фактора. Поэтому могут быть сюрпризы по сравнению с количественной социологией. Вопрос о качестве списков здесь вторичен — голосование носит в значительной степени эмоциональный характер.
4. В 2016 году голосование по одномандатным округам в условиях сохранения (хотя и уже наметившегося ослабевания) «крымского консенсуса» отличалось высокой степенью однородности. Сейчас ситуация меняется. Для крупных городов обвинения кандидатов в недостаточном патриотизме, связях с Западом и т. д. играют все меньшую роль. В них все больше востребуются «трибуны», выступающие в качестве защитников простых людей и имеющие опыт отношений с гражданским обществом. С этим связано и появление феномена «электоральных лишенцев» как одного из способов борьбы власти с оппозицией. Другой метод противодействия — ставка на внутреннюю конкуренцию в условиях однотуровых выборов. Это предусматривает и борьбу с «умным голосованием», то есть организованным продвижением одного фаворита для создания в округе биполярной ситуации.
5. В то же время провинциальный избиратель как обычно более инерционен — для него важнее, чтобы депутат имел достаточные ресурсы для решения конкретных проблем (а это люди власти). Хотя и там востребованы коммуникативные навыки — и за лояльным избирателем надо «поухаживать», чтобы он проголосовал.
Алексей Макаркин, политолог