Posted 27 июля 2021, 12:54
Published 27 июля 2021, 12:54
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
Трудности политических прогнозов обусловлены привычкой мыслить в старых категориях прогресса, когда есть некая условная норма (западные демократии) и различные отклонения от нее. Но сегодня логичней оперировать сетевым принципом анализа. Это означает, что необходимо признать: прямых и кривых путей развития обществ от авторитаризма к демократии нет, а на политической карте мира будут все чаще появляться химеры, гибриды и просто странные социально-политические субъекты, которым пока что нет внятного определения.
Более того, эти чудные образования могут существовать довольно долго, обманывая ожидания аналитиков. Скажем, условное Приднестровье и ДНР вполне себе живы и продолжатся во времени, несмотря на «объективные» экономические и политические причины, по которым они должны исчезнуть.
Политическая система, основанная, например, на каннибализме и ритуальных убийствах, сможет уживаться с новыми технологиями и глобальными формами досуга. Так это и есть новая нормальность? Нет. Вас не принуждают дикость воспринимать как норму. Но и от ваших политических и моральных принципов внешний мир больше не зависит; даже если условные «вы» составляете миллионы.
Безусловно, такая картина мира означает, что социально-психологические изменения будут непривычны для нас и даже травматичны. Некоторые мудрые авторы уже описывают эту реальность скорого будущего. Бруно Латур в эссе «Где приземлиться» пишет с горьким сарказмом о том, что все земляне становятся мигрантами.
Я добавлю к этому выводу философа свои 5 копеек: бездомность, экзистенциальное сиротство и апофеоз беспочвенности — вот важные концепты завтрашнего дня, с которыми нам жить. Для индивидуальных жизненных стратегий это даже хорошо: люди начнут интенсивнее перемещаться в пространстве, преодолевая препятствия и способствуя распространению глобальных установок в мировой политике.
Постковидные политики попытаются, конечно, сохранить свое господство и границы, но остановить грядущие социальные перемены им не под силу.
Андрей Хохлов, политолог