Posted 26 июля 2021, 15:55
Published 26 июля 2021, 15:55
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
Правонарушение и наказание. Собственно, этот пост навеян грядущими новыми штрафами за отсутствие ближнего света. Но начну я с авиационных происшествий, чтобы вы поняли пропасть между подходами.
Каждое авиационное происшествие тщательно расследуется. Но расследуют его не для того, чтобы найти виновного («пилот всегда виноват»), а для того, чтобы предотвратить эти происшествия в будущем. Например, очень тщательно специалисты по эргономике расследуют действия экипажа в условиях аварийной ситуации вплоть до долей секунды и считается, что если член экипажа запутался в кнопках и рычагах, то это проблема не члена экипажа, а проблема эргономики воздушного судна. Далее делаются выводы и производителям направляется требование устранить недостатки ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ подобных ситуаций в будущем.
В случае с авариями на дорогах вдруг неожиданно оказывается, что никто особо и не вдается в попытку понять, а что по-настоящему стало причиной аварии? Не юридическая виновность, а именно какое сочетание психофизических факторов? Сейчас инспектор ГИБДД заполняет большую таблицу по сопутствующим аварии факторам, однако это только первые шаги в сторону систематизации типов аварий, про попытки предотвращения ДТП я вообще не говорю.
Вместо подобной по сути научной работы, которая очень достойная и которой совершенно не стыдно заниматься, исповедуется совершенно другой подход: а давайте штрафовать! К чему это приводит? К тому, что человек входит в состояние перманентного стресса, ведь его постоянно бьют электрическим током и… начинает допускать еще больше ошибок.
К чему это я. К тому, что если человек забыл включить фары, значит:
1. Надо понять — почему он забыл это сделать? В большинстве случаев это недостатки эргономики автомобиля, как в моем случае. Надо сделать выводы и корректировать стандарты и работать с производителями.
2. В конкретном случае надо человека предупредить, что он это забыл сделать, чтобы он немедленно исправил ситуацию, а не пост-фактум через полмесяца, когда получит штраф.
Наивно думать, что естественную человеческую забывчивость и недостатки эргономики автомобиля можно скомпенсировать штрафным кнутом. Это все приведет к еще большему уровню стресса и, как следствие, к еще большей забывчивости и к еще большему числу ошибок. То есть эффект будет достигнут ровно обратный. Предупреждать же водителей просто некому, инспекторов продолжают сокращать, заменяют их камеры.
Как-то в давние ламповые времена я забыл включить ближний вечером, но не знал об этом. Меня остановил инспектор на Ленинском, предупредил, я тут же включил фары, поблагодарил его и поехал дальше. Штрафа, кстати, тогда мне так не выписали.