Posted 22 июля 2021, 14:14
Published 22 июля 2021, 14:14
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
По пожарам в Якутии нужно все же дать географическое и климатическое объяснение.
Основной древостой в Якутии — лиственница. У меня самого на даче растут лиственницы, и их особенность — большое количество ежегодно отмирающих веточек (очень горючих), а также легко воспламеняемый хвойный опад. В условиях Якутии в силу короткого лета и низкого биологического разложения опада он превращается в спрессованную подушку, которая легко возгорается от искры. Тем более в такую сушь, как сейчас в Якутии.
Вторая проблема — низкая рубка ухода. Леса, особенно такие опасно-горючие (кроме лиственницы это еще сосна), должны прореживаться от сухостоя, бурелома, в них должны прорубаться просеки. Перезрелые деревья — тоже рубиться. Леса Якутии могут давать 30-35 млн кубометров древесины в год, а дают — только 1-1,5 млн кубометров.
Вырубка возможна по большим рекам (далее сплав), вдоль больших трасс. Это 5% территории Якутии. Дальше лесорубы просто физически не доберутся. Тем более при таком разреженном населении в республике. Население Якутии — 1 млн человек, из которых почти 40% проживает в Якутске. На остальные 3 млн квадратных километра приходится 600 тыс. человек.
Леса в Якутии и в целом в Сибири горели всегда. И по масштабу нынешним пожарам до них далеко. Вот описание Великого Сибирского пожара 1915 года, который по площади охватил всю Сибирь — от восточной Якутии до Урала и от лесотундры до Тувы:
«В 1915-м «пожары в Сибири начались с весны, продолжались все лето и охватили огромную площадь.
Дым распространился почти на всю Сибирь, а на территории, где действовали пожары, его густота в течение 50 дней была так велика, что на расстоянии от 4 до 20 метров не были видны окружающие предметы.
Горели и леса, и торфяники. Огонь могли остановить только русла больших рек — Ангары, Оби, Енисея».
Институт космофизических исследований и аэрономии РАН в Якутске тоже объясняет причины пожаров в республике. На климат влияют 11-летние солнечные циклы, и выпадают годы, когда Якутию в течение всего теплого сезона (май–сентябрь) Якутию полностью минуют циклоны. Осадков может не быть все это время. Это еще и сочетается с мощным антициклоном, когда дневные температуры достигают и превышают +35.
В 2021 году в Якутии наступил как раз такой случай. Малое количество осадков в мае, июне, июле (10-20% от нормы), в некоторых районах их не было вовсе.
Пожар не всегда означает полное уничтожение леса. Это относится только к верховым пожарам, а низовые выжигают подлесок, оставляя взрослые деревья не сильно поврежденными. В этот раз это станет понятным только когда они прекратятся, и ботаники обследуют сгоревшие территории.
Теперь главный вопрос: что делать, чтобы минимизировать таежные пожары (полностью предотвратить их нельзя). «Гринпис» говорит, что 90% случаев их возникновения — человеческий фактор (например, рукотворные палы для расчисток территории). С этим можно что-то сделать. Например, увеличить авиационную лесоохрану, ее финансирование — чтобы в некоторых случаях сразу ликвидировать очаги. Но разросшийся пожар в тайге с разреженными населением, с огромными расстояниями — не остановить никак. Только проливными, затяжными дождями.
Кто был даже в лесах Нечерноземья, тот поймёт — что ни одна пожарная машина далее трассы в лес не заедет. А тушить с самолетов квадрат горения даже 10 км на 10 км — это тоже нереально.
Максимум возможного — оберегать крупные населенные пункты от захода пожара в них. Ну и социальные действия властей — помещать стариков и хроников в специальные помещения с очищенным и кондиционированным воздухом.
А в целом — сил и мужества Якутии.
Павел Пряников, журналист