Posted 20 июля 2021, 15:59
Published 20 июля 2021, 15:59
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
В СССР были весьма популярны среди интеллигенции «антинародные» установки. Это даже в кино можно обнаружить: «Операция Ы» («надо, Федя, надо» — помните?), «Старый Новый год»; «Гараж» и т. д.
В самом «народе» (рабочие, колхозники и лица без диплома о высшем образовании) эти же установки также присутствовали: отсюда это истеричное стремление «выучить детей», чтобы они вырвались из страты гегемона. Я и сам помню, что меня, подростка, можно было напугать фразой: будешь так себя вести — пойдешь в ПТУ!
А портвейн вместо водки и коньяка в Москве в студенческой среде! Это же попытка противостояния: «мы» и «они». При этом в народ включали и номенклатуру: точнее, все, кто ассоциировался с совком, относился к категории «они». Надо заметить, что концепт «народ» активно использовался официозом в пропагандистских целях. Да и сами партхозактивисты себя воспринимали народом и враждебно реагировали на заскоки гнилой интеллигенции. Сердитая молодежь отвергала и советскую культуру, как «народную». Многие мои ровесники иррационально тяготели к западной музыке и культуре именно в качестве маркера «не народности».
Националистические диссидентские сообщества включали в свой понятийный аппарат термин «народ». Но это был «другой народ», во-многом воображаемый. Здесь необходимо пояснить, что в 80-е годы сформировалась идея (не без влияния Солженицына, думаю) об оккупированном народе; достаточно потеснить ксенократическую власть, и на поверхность, из волн морских выйдут 33 русских богатыря, то есть, «настоящий народ». Сравнение советскости с раковой опухолью стало более понятным позднее, когда многие пришли к заключению, что советский народ — это негативная реальность, которую нельзя игнорировать в своих планах на будущее. Вероятно, с этого момента нужно вести отсчет новых волн эмиграции.
Некоторые разочаровались в идее «народа» значительно раньше: Зиновьев, к примеру с его выводом: метили в коммунизм, а попали в Россию. Впрочем, новый извод «сменовеховства» появился только в конце перестройки: Проханов и другие апологеты «красной империи».
Антинародные установки сильно повлияли и на политику перестройщиков и младореформаторов.
Сегодня эти же установки характерны для соколов Путина: все эти высказывания чиновников о «макарошках» и «мужиках за гаражами» свидетельствуют о живучести такого отношения к своей «шинели», из которой вышли нынешние нувориши и патриоты ССРФ.
Собственно, антинародность и является главной психологической и идеологической скрепой этого политического режима.
Любопытно посмотреть, наследуют ли следующие режимы эту особенность?
Андрей Хохлов, политолог