Posted 19 июля 2021, 15:21
Published 19 июля 2021, 15:21
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
Хочу обратиться к теме, уже не первый год вызывающей бурные дебаты.
1 июля в России изменились условия льготной ипотеки (сейчас размер кредита снижен с 6-12 млн руб. до 3 млн, а ставка выросла до 7% годовых, и через несколько дней вышла статистика по первому полугодию, показавшая сразу ряд рекордов — и по числу одобренных кредитов (936 тыс., +44% к показателю прошлого года), и по их объему (2,69 трлн руб., +74%). Треть этих кредитов была оформлена по льготным программам, а июнь стал рекордным даже на фоне впечатляющих достижений всего полугодия. Таким образом, в экономику за 6 месяцев через ипотеку поступило около 5% ВВП, созданного за соответствующий период (в США, где пока имеются данные за первый квартал, сумма составляет около 7,2% ВВП, если считать только новые кредиты, и более 20%, если учитывать рефинансирование старых. Иначе говоря, по выданным новым кредитам Россия приблизилась к Америке и серьезно опередила большинство европейских стран.
В такой ситуации возникает два вопроса.
Первый — не слишком ли велика кредитная нагрузка на россиян: не так давно Банк России опубликовал данные о том, что на обслуживание кредитов люди в среднем тратят 11,9% своих доходов против 9,4% в США? Я думаю, что ипотека является самым безопасным и для граждан, и для государства вариантом наращивания кредитования: процентная ставка тут ниже, чем в других секторах рынка; недвижимость растет в цене и поэтому в случае неплатежей власти могут поддержать банки, а те — реструктурировать платежи, имея первоклассный залог; и, наконец, проблемными сегодня являются только 0,7% ипотечных займов. На мой взгляд, запустив льготную ипотеку, власти сделали правильный выбор.
Второй — что дала ипотечная «накачка» экономике? Тут ответ менее ясен. Несмотря на огромные вливания, строительная отрасль только начала «раскачиваться»: по итогам 2020 г., когда льготная ипотека была запущена, стройка упала на 1,8% (после недавнего пересчета показатель «вырос» на 0,2% за счет учета строительства на дачных участках) — но начиная с августа фиксировался быстрый рост ввода в действие жилых домов. В этом году показатели намного лучше прошлогодних — рост в 1 кв. составил 15,4% к прошлому году, а за январь–май — на 28,4%, но для отрасли, которая сама создает 5,1% ВВП, и при таких объемах дополнительного финансирования это не слишком много.
Ипотека действительно «выстрелила» так, как хотели власти. Но строители не дали на это адекватного ответа. Повышение совокупной стоимости российской жилой недвижимости в прошлом году менее чем на 7% было обеспечено увеличением ее объема и более чем на 93% — ростом цен (в США пропорция составила 26:74, а рост стоимости среднего дома составил между 1 кв. 2020 и 1 кв. 2021 года 5,6% против 23% в России.
Собственно, в этом нет ничего удивительного: у нас исторически главным показателем был объем «освоенных» средств — он им и остается. Задачей же ближайшего времени является повышение конкуренции между строителями, либерализация рынка земли и строительных норм, снижение налоговой нагрузки на сектор — в случае, если ничего этого не случится, шанс на прорыв «в отдельно взятой отрасли» будет упущен…
Владислав Иноземцев, экономист, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»