Posted 15 июля 2021, 13:18
Published 15 июля 2021, 13:18
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
Президент Франции Эммануэль Макрон объявил об обязательной вакцинации против COVID-19 персонала медицинских учреждений, о введении пропусков в общественные места и на междугородний транспорт. Он же не исключает всеобщей вакцинации, если обстановка ухудшится. В результате этого заявления на вакцинацию записались за день почти миллион французов, причем 65% из них — моложе 35 лет. Молодежь менее серьезно относится к вакцинации, так как не видит для себя непосредственной угрозы от ковида. Однако даже если оставить в стороне проблему большей опасности индийского штамма, то коллективного иммунитета без активного участия молодых людей достичь невозможно.
С политической точки зрения важно, что Макрон лично объявил о возможности всеобщей обязательной вакцинации. В следующем году у него выборы и, на первый взгляд, такое решение выглядит опрометчивым. На самом деле, нет. Противники обязательной вакцинации — в основном электорат Марин Ле Пен, Жан-Люка Меланшона и Николя Дюпон-Эньяна, которые за Макрона не проголосуют. В первом туре точно, во втором часть меланшоновцев присоединяется к Ле Пен. Более того, акцентирование внимания на теме недопустимости обязательной вакцинации невыгодно для Ле Пен, так как уменьшает ее шансы во втором туре. Как это произошло в 2017 году с ее предложением выйти из зоны евро, которое отпугнуло от нее немалую часть умеренных евроскептиков из правоцентристского электората — и стало подарком для Макрона.
В России электоральная ситуация перед думскими выборами иная. Здесь противники обязательной вакцинации — в значительной степени электорат власти, его обширная периферия («ядерный» электорат готов дать власти карт-бланш с большей или меньшей охотой). Эта периферия и без того устала — и от пандемии, и от роста цен, и много от чего другого. «Принудиловка» может оттолкнуть его к конкурентам «Единой России», демонстрирующим свою лояльность власти, зато критикующим чиновников (а некоторые — и принцип обязательной вакцинации, хотя и в осторожном формате).
Поэтому на федеральном уровне обязательная вакцинация даже отдельных категорий работников не вводится и не рассматривается, а ответственность передается в регионы с опорой на постановления главных санитарных врачей. Тема максимально технологизируется и деполитизируется — но раздражение все равно возникает, хотя его объекты и более размыты — «начальники», «чиновники» и др.
Алексей Макаркин, политолог