Posted 8 июля 2021, 12:27
Published 8 июля 2021, 12:27
Modified 30 марта, 09:10
Updated 30 марта, 09:10
Одним из самых обсуждавшихся вчера сюжетов стало интервью Григория Явлинского телеканалу «Дождь», в котором он еще раз повторил ранее высказанные обвинения в адрес Алексея Навального, раскритиковал его тактику «умного голосования» и, наконец, публично призвал всех сторонников «берлинского пациента» не голосовать за партию «Яблоко» и ее представителей на выборах в сентябре. Откровения политика — и в том числе его тезис о том, что власть не может смениться на улицах — взорвали социальные сети, хотя лично мне они не показались сенсационными.
Партия «Яблоко» давно стала системной партией, прочно встроенной в нынешнюю «вертикаль власти». Она дольше всех — с 2007 года — участвует в федеральных избирательных кампаниях, не получая ни одного мандата в Государственной Думе, но при этом продолжая существовать в неизменном виде, не сливаясь ни с какими иными политическими силами. Сегодня перед ней стоит критически важная задача — ни в коем случае не превысить проходной барьер, но при этом набрать больше 3% для получения государственного финансирования. Таковая легче всего решается не привлечением избирателей, а договоренностью с АП и ЦИК, которая, вероятно, уже достигнута (Явлинский сказал, что его собственное невыдвижение имеет не личные, а политические причины, объясненные им своим товарищам на непубличных встречах. В рамках такой стратегии отношение к Навальному выглядит совершенно разумным.
Первый актом в продолжившейся вчера драме была статья Явлинского с критикой Навального, опубликованная в феврале. Однако сейчас, когда «единый и безальтернативный лидер оппозиции» исчез с политической арены, его образ имеет определенную поддержку, а его сторонники ищут силу, которую они могли бы поддержать — и те, кого они поддержат, автоматически станут нерукопожатными для Кремля. Это, собственно, и испугало владельца «Яблока» настолько, что заставило повторить свои «февральские тезисы». Для партии стала, вероятно, большой проблемой попытка одновременно сохранить «либеральный» образ и отмежеваться от «экстремизма»: в итоге мы увидели и достаточно привлекательный список кандидатов, и проклятия в адрес бывшего однопартийца, исключенного «за нанесение политического ущерба партии», а ныне пребывающего в местах не столь отдаленных.
«Яблоко» выступает на федеральных выборах очень неровно: в 2003 и 2011 годах партия преодолевала 3%-ную планку, в 2007 и 2016-м — нет. Сейчас руководители партии, вероятно, видят свой последний шанс вернуться в «высшую лигу» российской политики — и они на недавнем съезде поставили верную цель стать одной из главных российских партий… в 2040-е годы, когда такая мощная трансформация уже наверняка не обидит Путина. Поэтому мне кажется, что нужно просто посмотреть на итоги выборов — если «Яблоко» не проведет ни одного депутата, но получит 3,1% голосов против 1,99% в 2016 году, это будет верным знаком, что ее руководство сделало правильный выбор. Который к выбору россиян, разумеется, будет иметь весьма отдаленное отношение — ведь надо быть последовательнее и признать, что в современной России власть не поменяется не только на улице, но и на избирательном участке. Этот мотив достоин стать темой следующего интервью Григория Алексеевича — уже после 19 сентября…
Владислав Иноземцев, экономист, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»