Posted 2 июля 2021, 08:39
Published 2 июля 2021, 08:39
Modified 30 марта, 09:10
Updated 30 марта, 09:10
История с уходом Ярослава Кузьминова с поста ректора ВШЭ — это не история про свободу и несвободу высшей школы. И вообще по большому счету это не про высшую школу, хотя, конечно, на преподавателях и студентах его уход скажется.
Мне представляется, что здесь больше всего сходства с бизнесом. Тем самым новым русским бизнесом, который существует в России примерно столько же, сколько ВШЭ — почти тридцать лет. Уход Кузьминова — это что-то вроде рейдерского захвата.
Ярослав Иванович был, конечно, не ректором «Вышки». Он был создателем и хозяином компании, которая за годы его правления выросла, наверное, так, как ни одна другая компания России. Выросла, естественно, за счет государственного покровительства. То есть отразила в своей судьбе все те черты, что характеризуют наш бизнес. Странно было бы, если бы на такую компанию не наехали.
То есть понятно, конечно, что у нее была хорошая «крыша». Я даже не буду сейчас копаться в личных связях Кузьминова с влиятельными людьми. Я плохо знаю эти связи и не хочу делать вид, будто имею инсайд из Кремля. Но даже официальные сведения о его супруге позволяют понять, что при необходимости хозяин ВШЭ мог достучаться и до первого лица.
Увы, сегодня в жизни страны наступил такой момент, когда даже подобная «крыша» ничего не гарантирует. Захватывают все, что плохо лежит. И даже то, что «хорошо лежит». Просто потому, что бизнес, основанный на наездах, быстро разрастается, включает в себя все большее число людей, готовых поживиться. Им уже не хватает нефти и газа. Им не хватает реального и финансового сектора экономики. Им, возможно, по большому счету, даже не деньги нужны, а власть. Власть во всех возможных сферах. Не исключая, университетов.
Я не хочу сказать, что завтра во главе «Вышки» окажется какой-нибудь генерал, которому недавно написали пару диссертаций. Могут на этот пост поставить более-менее респектабельного человека. Дело ведь не в формально первом лице. Дело в том, кто «крышевать» будет.
Дмитрий Травин, экономист