Posted 28 июня 2021, 19:00
Published 28 июня 2021, 19:00
Modified 30 марта, 09:10
Updated 30 марта, 09:10
В последнее время любимая российскими пропагандистами тема Украины немного отошла на второй план в связи с новой волной пандемии в России, началом избирательной кампании и другими внутренними проблемами. Между тем, именно на прошлой неделе случилось много событий, которые возвращают наше внимание к главному российскому соседу.
Уже скоро президент Владимир Зеленский отправится в США на аудиенцию в Белый дом. За два с небольшим года у власти ему не удалось достичь почти ничего из обещанного, и прежде всего — прорыва в Донбассе, что привлекает сейчас всё больше внимания. В такой ситуации Зеленский сначала развил невиданную активность, пытаясь организовать встречу с Владимиром Путиным, а недавно заявил о готовности провести референдум об отделении ОРДЛО от Украины (что, на мой взгляд, стоило сделать еще в 2014 г.). Кремль активно троллит Киев: если раньше украинская сторона пыталась уязвить Москву привлечением в «нормандский формат» США, то недавно российские власти мягко заявили, что консультации на эту тему можно возобновить. При этом Украине сейчас явно требуется проявить удивительную гибкость, пытаясь подыгрывать своим западным союзникам и восточным партнерам, и не забывая к тому же о своих интересах. Мне, например, очень интересно, чем ответит Киев на введенные Европейским Союзом санкции против Белоруссии: с одной стороны, к ним следует присоединиться (как это было сделано в случае с «Белавиа» и авиаперелетами); с другой стороны, именно из Белоруссии Украина получает более 30% импортируемых нефти и нефтепродуктов, которые сейчас попали под европейские ограничения — а заместить их нечем. Показательным стало и виляние Киева в ООН, где Украина сначала поддержала осуждающую Китай западную резолюцию по Синьцзяну, а буквально уже на следующий день отозвала подпись после того, как Пекин заблокировал поставку в страну 500 тыс. доз вакцины SinoVac.
Я не говорю о том, с какой озабоченностью в Киеве восприняли предложение Макрона и Меркель провести саммит ЕС-Россия: послы Франции и Германии были вызваны по этому поводу в украинский МИД. Не меньшую напряженность создает понимание, что скоро будет запущен «Северный поток-2», и Киев вряд ли сможет принудить «Газпром» к платежам по принципу «качай или плати» — ведь он сам не так давно сломал этот подход, выиграв в Стокгольме иск против российского газового концерна относительно формулы «бери или плати». Перечисление сложных вопросов можно продолжать.
Мне кажется, что в ближайшее время из Киева будет приходить много новостей — и тем больше, чем полнее Украина станет осознавать, что была в центре западной повестки дня ровно потому, что Россия выбыла из нее как рукопожатный партнер, и потому сейчас ситуация может начать меняться. За прошедшие со времени начала конфликта семь с половиной лет Киев не смог обратить горечь военного поражения в средство экономической и социальной мобилизации и использовать их для радикальной модернизации общества. Экономика и политика остаются во власти олигархических групп; четкого позиционирования страны в Европе и мире так и не случилось — и при этом Зеленский, приходивший во власть (с его слов) на один срок, явно хочет остаться на подольше. В общем, большая игра только еще начинается…
Владислав Иноземцев, экономист, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»