Posted 9 июня 2021, 07:24
Published 9 июня 2021, 07:24
Modified 30 марта, 09:46
Updated 30 марта, 09:46
Социологи — из тех, кто занимается исследованиями проблем высшего образования, — показывают любопытные тренды. Речь не о снижении качества подготовки выпускников и общемировой тенденции к макдональдизации высшей школы.
В РФ отчетливо фиксируется «классовый раскол», когда студенты делятся на 4 большие группы: те, которым нужен просто диплом (для работодателя, чтобы родителей успокоить, потому что «так принято»); другие пользуются отсрочкой от армии; есть кластер стремящихся получить высшее образование в столичных вузах, считая, что в Москве уровень преподавания в нескольких вузах выше среднего по стране. Наконец, имеется относительно немногочисленная группа молодежи, которая обладает достаточными средствами, чтобы получить образование за границей. Эти ведут себя «тихо», готовясь интегрироваться в западную культуру после университета.
Собственно классового здесь только то, что дети из обеспеченных семей четко ориентированы на Европу и США (Китай, Корея, Сингапур — маленький ручеек). Среди «остающихся на родине» крайне мало тех, кто видит перспективы для себя в РФ и связывает эти перспективы с отечественными вузами.
На мой взгляд, ничего нового в этих данных нет. Социальное расслоение в РФ означает, что люди со средствами не колеблются с принятием решения, куда отправить своих чад. Если средств недостаточно для учебы в западных университетах, то родители стремятся отправить детей в столицу.
Важно в этих исследованиях, что поведение родителей и абитуриентов довольно типично для стран «третьего мира». Например, студенческие землячества африканцев в Европе растут численно год от года. О необходимости «прорыва» и реформы образования пишут СМИ всех бедных государств. Но там это стало ритуальным риторическим приемом — а люди едут заграницу.
В РФ наблюдаем похожую картину: периодически вспыхивает дискуссия о судьбе высшего, в основном гуманитарного, образования. Много проектов и новаторских идей. Многие «выражают надежду» на скорые перемены к лучшему. Но все верят только в семейный план «Б», который у каждой семьи свой.
Андрей Хохлов, политолог