Posted 2 июня 2021, 08:59
Published 2 июня 2021, 08:59
Modified 30 марта, 09:46
Updated 30 марта, 09:46
Диалектика, с позволения сказать, исторического процесса устроена так, что обессмысливает и простой оптимизм, и голый пессимизм.
Должны ли мы огорчаться происходящему дрейфу РФ в сторону Белоруссии, нынешней прополке политического поля при помощи уголовных дел, посадке Навального и проектам объявить ФБК (признан в России иностранным агентом — ред.) экстремистской организацией?
С одной стороны, это печально, и вряд ли сейчас с этим можно эффективно бороться. С другой стороны — а чего мы в принципе хотели (если исключить маниловщину)? Режимы в Белоруссии и в России стали в последние годы слабее и не пользуются поддержкой населения. То, что мы видим — неизбежная реакция на эту новую хрупкость. Они боятся и реагируют соответственно.
Первым напугался до истерики Лукашенко, но и Путина белорусские события, разумеется, испугали достаточно сильно: потому что стало понятно, насколько неожиданно наступает ситуация «80% готовы выйти на улицы», если денег нет, но надо держаться.
Происходящее неприятно, и мы сейчас не можем ничего сделать — но происходит оно именно оттого, что получается, как мы всегда и хотели: власть зашаталась уже не потому, что в столице неожиданно вышло пятьдесят тысяч, а потому, что под ней скрипит и покачивается вся страна. А денег нет. Нельзя хотеть двух несовместимых вещей: чтобы режим шатался и чтобы он при этом вел себя благодушно, как в свои золотые годы. Будет трудно — но, возможно, не так долго, как многие думают.
Частые рассуждения в духе «ну, раз они могут всех избить и арестовать, значит, просидят еще сто лет» наивны. Когда у них были основания надеяться просидеть сто лет, им не приходилось всех бить и арестовывать. Тогда можно было разрешить Навальному идти на выборы мэра Москвы и даже почти не фальсифицировать при этом.
В этом году нам будет плохо, потому что им плохо. И если Путин потом в критической ситуации не сумеет разыграть китайского Си примерно так же, как Лукашенко разыгрывает его самого, то больше ему будет идти не к кому. Но китайские правители вроде бы неглупы, говорят.