Posted 26 мая 2021, 18:21

Published 26 мая 2021, 18:21

Modified 30 марта, 11:38

Updated 30 марта, 11:38

Юрий Федоров. Наши непревзойденные ПВО и авиация

26 мая 2021, 18:21

Российские СМИ торжественно сообщили, что на авиабазе Хмеймим в Сирии будут базироваться целых три стратегических бомбардировщика Ту-22М3, а в перспективе там могут появиться Ту-95 и даже Ту-160. То, что это сообщение появилось накануне встречи Путина с Байденом, не случайно. Шустрые журналисты не преминули заметить, что Ту-22 называют «убийцей авианосцев», разумеется, американских, и что их появление в Средиземноморье позволит держать под прицелом базы «потенциального противника», опять же США во всей Южной Европе. Видимо, в Кремле решили, что Ту-22 в Сирии помогут Путину разъяснить Байдену обоснованность российского подхода к ближневосточным проблемам. Более вероятно, однако, что американский президент разъяснит российскому коллеге его ошибки.

Стратегические бомбардировщики — летающие пусковые установки ракет, неповоротливые и слабозащищенные. Их единственный шанс выполнить боевую задачу и уцелеть состоит в том, чтобы успеть выпустить ракеты, не заходя в зону действия ПВО противника. (Исключением является американский В-2 Spirit, построенный по технологии стелс. Но Ту-22 и прочие российские бомбардировщики светятся на экранах радаров как электрические лампочки). А авиабаза Хмеймим находится в зоне действия ПВО Израиля, Турции, 6-го американского флота, британской базы на Кипре и т. д. В условиях военного кризиса Ту-22 просто не успеют набрать высоту и выйти на рубеж атаки. Они будут уничтожены, как только оторвутся от земли.

Могут возразить: Ту-22 прикрыты российскими истребителями, базирующимися в том же Хмеймиме. Истребители в Хмеймиме, действительно, есть. Но, во-первых, они не состоянии бороться с американскими самолетами пятого поколения F-35. А, во-вторых, российские летчики умеют бомбить сирийских повстанцев, не имеющих вообще никаких средств ПВО. Однако их умение воевать с американской, израильской и турецкой авиацией вызывает серьезные сомнения.

И опять российские коллеги возразят: в Хмеймиме развернута непревзойденная система ПВО С-400. Уж она-то защитит наши самолеты и на земле, и в воздухе. И опять же они могут ошибиться. Способность С-400 обнаруживать F-35 далеко не очевидна. И потом: обнаружить не значит уничтожить. Для последнего требуется не только обнаружить, но и сопровождать цель, успеть запустить ракету и навести ее на объект, движущийся со сверхзвуковой скоростью. Кстати, шведские аналитики из FOI, специалисты очень высокого класса, полгода назад пришли к выводу, что боевой радиус С-400 вовсе не 400 км, а 150-200, а против низколетящих ракет так и вовсе 20 км.

Но дело даже не в этом. Любая система ПВО может уничтожить лишь ограниченное количество целей. Допустим, что в Хмеймиме развернут полк С-400 стандартного двух дивизионного состава, способный одновременно, то есть в одном залпе обстреливать 36 целей. Один американский эсминец класса Arleigh Burke может выпустить одновременно или почти одновременно до 56 крылатых ракет «Томагавк». В условиях скоротечного боя для перевооружения пусковых установок времени, скорее всего, не будет. Это значит, что «перенасытив» российскую ПВО, два американских эсминца могут оставшимися ракетами гарантированно уничтожить авиабазу. В Средиземном море постоянно находится американская авианосная группа, в составе которой, помимо всего прочего, имеется 4-5 эсминцев данного класса.

Понимают ли генералы российского Генерального штаба, что авиабаза в Хмеймиме (как и база ВМФ в Тартусе) чрезвычайно уязвима, в случае серьезного регионального конфликта обречена, а ее уничтожение чревато риском ядерной войны? Видимо, нет: сегодня утром Ту-22 совершили некий «рейс устрашения» в сторону Израиля, единственной развитой страны, поддерживающей приличные отношения с Россией. Déjà vu, однако…

Юрий Федоров, журналист

Подпишитесь