Posted 21 мая 2021, 10:30
Published 21 мая 2021, 10:30
Modified 30 марта, 11:41
Updated 30 марта, 11:41
После того, как во ФСИН заговорили о возвращении практики принудительных работ для заключенных, все сразу вспомнили методы сталинской мобилизации и его Главное управление исправительно-трудовых лагерей. Как и тогда, заключенных планируют отправить на освоение Арктики и другие удаленные объекты.
Однако экономическая неэффективность ГУЛАГа была доказана специалистами. Затраты на заключенных не покрывались отдачей от их эксплуатации, а кроме того, они очень быстро умирали. Но т. н. «экономика принудительного труда» выполняла функции, осуществление которых было почти невозможно при помощи стандартных методов хозяйствования. Во-первых, она обеспечивала развитие тех отдаленных, труднодоступных регионов, отличавшихся крайне неблагоприятными климатическими условиями и отсутствием элементарной первоначальной инфраструктуры. Так, первые три поколения зэков Магадана умирали почти полностью (вместе с конвоем) в первый же год, пока строили бараки. Во-вторых, она поставляла чрезвычайно мобильную рабочую силу, легко перебрасываемую с объекта на объект в зависимости от потребностей государства. В-третьих, эту рабочую силу можно было эксплуатировать практически без ограничений, вплоть до смерти. В-четвертых, угроза попасть в ГУЛАГ дисциплинировала свободных. В-пятых, пока часть населения «отдыхала» в лагерях, потребительский рынок не так сильно разрастался, не было столь сильного дефицита.
Вот и сейчас, власть вполне может использовать эти пять аргументов для расширения перечня исправительных работ. А то колонии забиты, расходы растут, а демократические свободы из народа удается выбивать с трудом.
Илья Гращенков, политолог