Posted 18 мая 2021, 17:01
Published 18 мая 2021, 17:01
Modified 30 марта, 11:42
Updated 30 марта, 11:42
Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин на днях представил Госдуме ежегодный отчет о результатах деятельности возглавляемого им правительства. Доклад получился, как и следовало ожидать, объемным. Все-таки год работы.
Скажу о том, что больше всего удивило. Удивило, что Михаил Мишустин в качестве фактора бедности в России назвал «желание человека работать» (точнее, речь шла, конечно же, о нежелании людей работать). Как сказал премьер, «…говорим обо всем, кроме одного. Наверняка все знают: когда не хватало средств — подрабатывали в молодости, где только ни подрабатывали. Я сам лично и работал грузчиком, и занимался соответствующими техническими вещами в качестве лаборанта. Мы все зарабатывали, это было нормально. И когда сегодня мы видим, что, например, даже в Москве на сайте вакансий более сотен тысяч, а люди не идут на работу… Это тоже вопрос. Когда можно необременительно не заниматься ни своим развитием, ни помощью своей семье. Это еще и вопрос ответственности человека за возможности, которые ему государство предоставляет, за рабочие места, которые должны быть заняты».
Когда правительство скатывается на подобного рода объяснения, значит, оно не особо представляет, как решить проблему бедности в стране. Ну, право, когда объясняют бедность тем, что, типа, сами работать не хотите, это знаете ли…
На эти слова премьера многие миллионы человек, уверен, могли бы рассказать, как они вынуждены подрабатывать в других местах, или работать сверхурочно.
А еще миллионы могли бы рассказать премьеру, как они вынуждены работать, потому что власти резко повысили пенсионный возраст, и теперь им до пенсии придется поработать.
А еще миллионы пенсионеров рассказали бы, что они вынуждены работать, потому что пенсии на нормальную жизнь не хватает, да к тому же пенсии работающим пенсионерам не индексируются с 2016 года.
Вообще, уверен, люди много могли бы высказать премьеру по поводу его такого весьма незатейливого объяснения бедности в стране. Я же замечу только, что если есть много вакансий, то это совсем не означает, что люди не хотят работать. Не допускаете, что это просто не те вакансии, которые интересуют людей? Что предлагаемые условия не являются привлекательными? Что просто есть реальный дефицит работников нужной квалификации?
И еще. Вообще-то реальные располагаемые доходы людей, которые в России упали с 2014 по 2020 год более чем на 10%, а в первом квартале 2021 года еще на 3,6%, — это не только зарплаты, по которым увязка с вакансиями была бы логичной, но это и социальные выплаты, и доходы от предпринимательской деятельности, и доходы от собственности, и прочие источники.
Говорите, на работу не идут? — Ну-ну…
Игорь Николаев, экономист