Posted 7 апреля 2021, 16:07
Published 7 апреля 2021, 16:07
Modified 30 марта, 11:58
Updated 30 марта, 11:58
За год с лишним, который мы все самоизолировались по домам, что такое Zoom узнали, пожалуй, все. Рабочие совещания, встречи с друзьями, курсы повышения квалификации, лекции в вузах и уроки в школе — все было через видео-конференции. Через всякие, но «Зум» стал лидером. И даже министр культуры Крыма Арина Новосельская материлась на совещании с главой республики Сергеем Аксёновым, кажется, тоже по «Зуму».
И вот Zoom Video Communications приняла решение «уйти из России». Компания запретила своим дистрибуторам продавать доступ к сервису онлайн-конференций госучреждениям и госкомпаниям в России и СНГ. Ранее такое решение уже приняла компания Microsoft, которая отказалась от поставок софта в российский государственный вуз — МГТУ им. Н. Э. Баумана. Причина — риски санкций со стороны США. Это значит, что ставший всем привычным Zoom придется импортозамещать. Ведь иностранные софт-компании вслед за Microsoft и Zoom будут снижать риски. И коснется это не только чиновников, но и всего госсектора, включая здравоохранение и образование. И даже школьникам придется устанавливать разрешенную альтернативу, а «Зумом» пользоваться во внеурочное время…
Любой кризис — это не только проблемы, но и возможности. И с уходом Zoom возникает развилка возможностей.
Заместить эту программу в целом не так уж сложно, даже если разрабатывать ее с нуля. Среди конкурентов Zoom в России есть «Видео мост», Яндекс.Телемост, TrueConf, Webinar и ряд других сервисов. Свои решения запросто могут предложить Mail.ru Group и Сбербанк. Но решать теперь будут, скорее всего, не потребители, а государство. А значит, даже при наличии готовых отечественных решений могут придумать командно-директивным способом спустить решение по вертикали и обязать всех пользоваться каким-нибудь специально созданным «Франкенштейном».
Теоретически, это может оказаться настоящей «бомбой» в мире IT, и за счет качества услуги, удобства интерфейса, более привлекательной ценовой политики и прочих «плюшек» продукт может даже завоевать иностранные рынки. Но остается риск того, что видеоконференции доверят «лояльным бизнесменам», они просто освоят бюджет, а очередной министр культуры какого-нибудь региона будет материться в эфире, так как не сможет разобраться с техникой. И, возможно, это будет тот редкий случай, когда брань будет вполне оправдана…
Алексей Филатов, президент союза офицеров группы «Альфа»