Posted 31 марта 2021, 17:36
Published 31 марта 2021, 17:36
Modified 30 марта, 12:01
Updated 30 марта, 12:01
Особенность российской внешней политики, проявившаяся в истории с парадом в Мьянме, в том, что она не западная и не восточная.
Западные политики ограничены общественным мнением, большая часть которого вполне искренне верит в демократические ценности. Политики, разумеется, более прагматичны — поэтому им приходится маневрировать. Как в случае с саудовским наследным принцем, когда даже благоволивший к саудитам Трамп был вынужден настоять на суде над исполнителями, а Байден ввел санкции против всех подозреваемых в причастности к убийству, исключая принца, который в будущем может стать королем. И то общественность недовольна, не понимая, чем принц отличается от генерала или советника, и исходит из необходимости наказания всех виновных. А Эрдоган, у которого с саудитами отношения давно испорчены, уже обеспечил мировое общественное мнение материалом для праведного гнева.
В Китае нет продемократического общественного мнения внутри страны (там сейчас в почете национализм), и его политический класс куда менее трепетно относится к мировому мейнстриму. Но он по своей стилистике осторожен, склонен к непрямым действиям и не лезет на рожон (так, в отношении гонконгской оппозиции избрана тактика «удушения», которая не сопровождается негативными картинками с танками). К демонстративному самоутверждению в Китае относятся весьма сдержанно. Поэтому китайцы хотя и поддерживают режим Мьянмы, но на парад, устроенный тамошними генералами, направили военного атташе.
Россия же ориентирована на самоутверждение, на стремление доказать всему миру, что она сравнимая с СССР сверхдержава с интересами от Венесуэлы до Сирии и от ЦАР до Мьянмы. Кроме того, хотя железного занавеса нет, но население проявляет слабый интерес к международной тематике, если она прямо не связана с Россией (да и к связанной внимание тоже снижается). Так что это демонстрация не для внутренней, а для внешней аудитории. К теме прав человека в далеких от России странах интерес в российском обществе практически нулевой — если, конечно, он специально не подогревается федеральными СМИ. Что говорят о России в мировых СМИ, ее руководство уже не интересует — в информационной борьбе ставка делается на тех, кто им не доверяет (трампистов, лепеновцев и др.). В этой логике можно и направить военную делегацию на парад в Мьянме.
Алексей Макаркин, политолог