Posted 31 марта 2021, 08:05
Published 31 марта 2021, 08:05
Modified 30 марта, 12:01
Updated 30 марта, 12:01
Накануне счетная палата РФ выпустила Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за 2020 год, в котором глава СП Алексей Кудрин предупредил об опасном приближении ряда регионов к долговой пирамиде.
Стоит отметить, что об этом Центр развития региональной политики (ЦРРП) предупреждал, начиная с 2015 года. Желание некоторых глав оказаться в лидерах по исполнению путинских «майских указов», а затем и нацпроектов, вогнало некоторые субъекты в колоссальные долги. Ведь где брать деньги, если регион дотационный, а очень хочется быть в топчике? Можно взять кредит в банке, а затем — погашать его за счет регионального бюджета. Что и сделал в свое время ныне покойный глава Хакасии — Зимин. Его примеру последовали многие губернаторы.
Что в итоге? По состоянию на 1 января 2021 года отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составило 27,3%. В трех регионах объем госдолга превысил 100% объема доходов: Мордовия — 195,2%, Республика Хакасия — 137,5%, Удмуртская Республика — 130%. Превышение госдолга более чем на 70% по отношению к объему налоговых и неналоговых доходов бюджетов отмечено у 17 регионов.
Максимальный прирост за прошлый год в Санкт-Петербурге (+182,4%) и Пермском крае (+127,1%), но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в регионах составляет 13,8% и 40,6% соответственно, что далеко от критических уровней. Еще в 6 регионах прирост составил 50-86%: в Кемеровской области — +85,9%, в Иркутской области — +74,8%, в Камчатском крае — +72,5%, в Челябинской области — +60,8%, Республике Башкортостан — +55,4%, в Московской области — +54,7%.
Долговая нагрузка в Кемеровской области превысила 60%, а в Московской области — 50%. Кроме того, Московская область стала лидером по абсолютному приросту государственного долга — по итогам 2020 года он вырос на 91,8 миллиарда рублей, что составляет ¼ от суммарного прироста региональных госдолгов.
Рост расходов отмечается в 83 регионах, при этом в 72 субъектах расходы выросли на 10% и более, из них наибольшие показатели роста сложились в Тыва — 42,7%, Ингушетии — 39%, г. Севастополе — 38,9%, КБР — 38,8%, Дагестане — 38,6%, ЕАО — 34,9%, Марий Эл — 34,7%, Хакасии — 34,3%, Калмыкии — 33,6%, Амурской области — 31,9%, Карелии — 30,3%.
Такая динамика вызывает очень серьезные опасения. На фоне того, что коронавирус не вызвал такой нагрузки на экономику, как в Европе (там до сих пор — жесткий локдаун), мы видим, что заимствования и траты выросли резко. В текущем 2021 году предпосылки для увеличения госдолга, очевидно, также сохраняются.
Возможно, именно падение экономики (на фоне санкционного давления и отсутствия внятной стратегии выхода из кризиса) и есть основная причина для политической парадигмы «осажденной крепости». В ситуации, когда российская промышленность и банковская система дрейфуют в неизвестном направлении, а регионы лишь наращивают долги, власть сталкивается и с политическим кризисом. Решать две проблемы одновременно — тяжело, вот и приходится «закручивать гайки» в одном направлении, чтобы выиграть время для решения насущных проблем в «базисе». Вопрос лишь в том, а есть ли какой-то реальный план — или по-прежнему надеемся на случай и что у соседа корова сдохнет?
Илья Гращенков, политолог