Posted 29 марта 2021, 12:19
Published 29 марта 2021, 12:19
Modified 30 марта, 12:03
Updated 30 марта, 12:03
Никол Пашинян 28 марта анонсировал свою отставку. Эта новость мгновенно оказалась в топе информационных сообщений и стала подаваться со знаком молния. Многие журналисты восприняли ее, как сенсацию. И для этого имеются определенные основания. После того, как премьер-министр Армении согласился на тяжелые уступки по Карабаху, в Ереване и других городах страны развернулись массовые протесты с требованиями его отставки. Но динамика этих акций такова, что дважды они достигали своего пика (декабрь 2020 и февраль 2021 года), но затем шли на спад. С помощью уличных методов премьера к уходу не склонили. Пашинян принял решение о проведении досрочных выборов путем консультаций с президентом и другими оппозиционными фракциями, входящими в Национальное собрание.
Но почему тогда отставка? Предоставим слово самому Пашиняну. Вот как он объясняет свой уход: «Да, в ближайшее время, в апреле, я подам в отставку, не для того, чтобы уйти, а чтобы прошли внеочередные выборы. За этот период я буду выполнять обязанности премьер-министра». Отставка премьера — процедурный ход, прописанный в Конституции Армении. Это не отставка в том виде, в котором мы представляем «окончательный уход» из политики. Пашинян формально прекращает свою работу, по сути оставаясь главой кабмина. Такое, кстати, с ним уже было в 2018 году. Сначала он был утвержден премьером на волне революционных потрясений, а затем перед проведением досрочных выборов переходил в разряд и. о., чтобы избавиться от этой приставки по завершении всенародного голосования. Тогда он укреплял свою легитимность через легальность, сегодня — делает обратное.
Пашинян за то, чтобы выборы прошли быстрее. Социологи дают ему первое место в рейтингах политиков, хотя его былое преимущество потихоньку тает. Проведение выборов в июне призвано подморозить этот процесс, ибо перенос их на осень ближе к дате карабахской войны может привести к нежелательным для премьера результатам. Выиграй он выборы, в руках у главы кабмина появляется дополнительный аргумент против оппонентов. Что скажешь против «воли народа»? Но, скорее всего, новый состав парламента будет более сложным, чем сегодняшний. И премьеру, настроенному на доминирование в армянской политике, придется потесниться.
Сергей Маркедонов, политолог