Posted 23 марта 2021, 18:13

Published 23 марта 2021, 18:13

Modified 30 марта, 12:05

Updated 30 марта, 12:05

Антон Орехъ. Добрый день, гражданин маньяк!

23 марта 2021, 18:13

Сразу скажу, что фильма Ксении Собчак про маньяка Мохова я еще не смотрел. Буду ли смотреть — не знаю. Пока глаза и руки не дошли. Но мы же говорим не о достоинствах и недостатках конкретной работы, а про то, допустимо ли такое показывать, в принципе.

И борются во мне профессиональное и человеческое, противоречат друг другу убеждения и чувства. Убеждения говорят о том, что любая важная история, всякое событие или явление достойны освещения. Люди имеют право знать и смотреть и выбор должен оставаться за ними. А дело журналистов — и тут я уже говорю о профессиональном — дать возможность остальным получать картину мира в максимальной полноте.

Но по-человечески, мне этот Мохов противен. Я считаю, что за те преступления, которые он совершил, Мохов должен был быть посажен на цепь пожизненно, пускай и получил максимум из того, что было возможно. И лично я бы от разговора с таким человеком отказался, хотя и понимаю, что, наверное, поступлю непрофессионально и проявлю слабость. Что ж, значит, я журналист-слабак с негодной нервной системой.

Но при этом, да — я признаю, что такой жанр может существовать и маньяков можно показывать. Однако есть несколько тонких моментов. Именно поэтому СМИ не показывают террористов и не дают им трибуну. Хотя у террористов тоже есть какие-то мотивы, знать которые интересно и важно. И у журналистов должно быть право писать и говорить об этом, не опасаясь, что их посадят или оштрафуют на дикие суммы, как было со Светланой Прокопьевой.

Наверное, также можно писать и говорить про «скопинского маньяка», не давая ему самому камеру и микрофон. И вот здесь, все-таки не обойтись без перехода от общего к частному. Я уверен, что никакой глубокий психологизм подавляющее большинство зрителей не волнует.

Например, наше родное телевидение превратилось в помойку не только потому, что стало рупором пропаганды, а потому что сверху до низу загажено ток-шоу, где ничего, кроме грязного и нижнего белья уже не показывают. Где великие артисты и музыканты интересны только тем, что у них внебрачные дети, молодые любовницы и спорная жилплощадь. И на маньяка Мохова пучеглазый зритель посмотрит с вожделением, ожидая подробностей, как же конкретно он держал годами в плену и насиловал девочек — вот как! Покажите! Дайте детали!

Потакание самому гадкому, низменному, животному в людях — вот этим занимается 99% из тех, кто выбирает подобные темы. И поэтому мне действительно в душе хочется всё это к черту запретить, хотя я понимаю, что запрещать неправильно!

Но уж если вы решите взяться за такую работу и будете делать фильмы или расследования или я не знаю, что еще про маньяков, насильников, каннибалов, то должны соблюдаться, помимо прочих моральных аспектов, две вещи: вы не должны платить этому человеку или этим людям деньги и в ваших произведениях не должно быть рекламы. То есть маньяк не должен зарабатывать на своем насилии. И вы не должны зарабатывать на его насилии. А дальше — уже вопрос вашего профессионального и морального уровня.

Антон Орехъ, обозреватель

Подпишитесь