Posted 1 марта 2021, 14:17
Published 1 марта 2021, 14:17
Modified 30 марта, 12:13
Updated 30 марта, 12:13
Когда вся эта «политика» в РФ закончится очередной перестройкой, когда стихнут громкие речи нынешних зайцев о том, как они героически боролись с мракобесным режимом изнутри, когда на территории РФ начнется процесс возвращения к нормальности в сообществе других европейских наций, перед нами встанет вопрос о форме правления.
Собственно, две модели — парламентская республика и президентская — никуда не денутся, останутся в топе актуальных дискуссий. Но будет и еще одна тема: конституционная монархия. Есть ли у этого сценария будущее? Или это только фантазии?
В определенных обстоятельствах на руинах политсистемы Путина может не оказаться ни одного политического предложения, которое сгодится для политического развития России в постглобальном мире. Давать власть бывшим профессионалам после репрессий режима уже никто из контрэлитных политиков не решится. Сил для экспериментов не останется. Конституцию новую принимать придется.
А у постсоветского политического класса выработалась привычка прятаться от личной ответственности за спину лидера: Горбачева, Ельцина, Путина. Чтобы избежать опасных политических «повторов», архитекторы новой политсистемы могут пойти на риск конституционной монархии. Монарх-иностранец, имеющий кровные связи в западном истеблишменте, станет надежной защитой для продолбавших все шансы постсоветских политадминистраторов. Пока монарх, пусть и с символическими полномочиями, «решает вопросы» на Западе, местные политики займутся экономикой и выправлением своих аттестатов на политическую зрелость.
Чем такой поворот хорош для граждан? Хотя бы тем, что на фоне влиятельного аристократа, воплощающего своей персоной национально-историческую традицию, наши «колхозники» будут вынуждены вести себя прилично и не оскотиниваться. Санкции снимут, еще много чего по мелочи.
Да и у премьера, пусть и сильного, не будет соблазна пестовать собственный культ личности и превращать политику в карикатуру.
Повторюсь: такой шанс будет, но не обязательно все получится.
Андрей Хохлов, политолог