Posted 1 марта 2021, 08:03
Published 1 марта 2021, 08:03
Modified 30 марта, 12:14
Updated 30 марта, 12:14
В Германии постепенно формируется консенсус относительно противоречий вокруг «Северного потока-2». Прошедшая конференция по европейской безопасности в Мюнхене позволила уточнить позиции новой администрации США. То, что Россия проигнорировала эту конференцию, говорит лишь об очередном крупном провале российской дипломатии — она никак не может уловить ключевой момент, упустив который, ты остаешься за бортом. В этот раз происходит именно так — немцы готовы учитывать «озабоченности» США, а с русскими разговаривать не о чем ввиду их отсутствия.
Консенсус может выглядеть следующим образом: Германия, по всей видимости, сумела убедить Байдена и его администрацию в том, что строительство нужно завершать. Однако готова, в свою очередь, учесть мнение Америки и выдвинуть Кремлю несколько жестких условий, причем строго политического характера. Одно условие уже озвучено — любой ценой сохранять транзит через Украину. Как это будет делать «Газпром» — его проблемы.
В этом плане, кстати, перестает работать ключевой аргумент нашей квази-патриотической общественности: изношенная украинская ГТС скоро сама «издохнет», а потому проблема транзита решится сама собой. В германском изложении условий этот аргумент перестает иметь хоть какую-то ценность. Это ваши проблемы, говорят немцы. Хоть ведрами таскайте, но транзит через Украину обеспечьте. Что, кстати, может означать: «Газпрому» придется раскошеливаться еще и на ремонт украинской ГТС. В противном случае при невыполнении этого условия немцы обязуются закрыть эксплуатацию СП-2 до возобновления или восстановления объемов украинского транзита.
Помимо «украинского условия», Германия готова выдвинуть еще ряд требований, и тоже сугубо политического свойства. Без фанатизма, конечно, — о возвращении Крыма речь не идет, но вот ситуацию вокруг Минских договоренностей немцы могут поставить в пункты требований. Возможно, там будут и локальные условия — скажем, по Навальному, но пока это неизвестно.
Смысл германской позиции заключается в том, чтобы переложить ответственность за принятие решения на Кремль. Все просто: мы готовы завершать проект и запускать его в эксплуатацию. Но в свете изменившихся обстоятельств вам придется сделать то, то и это. Дело за вами. Невыполнение условий будет расцениваться как нежелание самой России завершать проект, а значит — в случае его срыва европейские инвесторы могут подать в суд на «Газпром» и отсуживать у него компенсации за нереализацию проекта.
Для того, чтобы у Германии и США были любовь и дружба, немцы готовы, как и говорили ранее, инвестировать порядка миллиарда евро в строящиеся два терминала, которые будут ориентированы на прием американского газа. Кроме того, Германия берет на себя повышенные обязательства по строительству и вводу в строй объектов «зеленой энергетики», что является коньком администрации Байдена, причем там есть и сугубо меркантильная составляющая, так как американские инвесторы готовы вкладывать в европейскую «зеленую энергетику». Это, кстати, довольно важная вещь, так как администрация Байдена намерена проводить политику «смягчения», то есть банально печатать деньги. Много денег. А значит — их нужно куда-то вкладывать.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик