Posted 18 февраля 2021, 10:09
Published 18 февраля 2021, 10:09
Modified 30 марта, 12:18
Updated 30 марта, 12:18
Конечно, можно сколько угодно рассуждать о том, что это реальная поддержка бедноты со стороны государства. Но наша историческая память воспринимает карточки как самое дно, те самые лихие 90-е, причем в самые худшие годы «шоковых реформ» Гайдара.
Да, в США тоже имеются food stamps. Но там эта помощь воспринимается унизительно, она предназначена скорее для не говорящих по-английски иммигрантов и прочих маргинальных слоев населения. У нас же сейчас идет речь о вполне нормальных семьях, где в связи с последствиями коронакризиса люди лишились работы и прочих доходов.
Когда Жириновский предлагает Путину ввести продуктовые карточки, то лидер ЛДПР играет на себя. Потому как потом именно он будет клеймить власть за то, что она вернула народ в самые страшные времена — продуктовых карточек. Кстати, именно тогда ЛДПР заняла первое место на выборах в первую ГД, взяв большинство мандатов. Как раз на лозунгах Жириновского о том, что он накормит, обует и согреет страну, а также поможет обмыть сапоги наших военных в Индийском океане. Так что просматривается некая цикличность и историческая предопределенность в этом диалоге между действующим президентом и вождем оппозиционной партии.
Но в реальности к теме введения продуктовых карточек и специальных полок в магазинах «для бедноты» правительство вполне может скоро прийти. Дело в том, что сдерживание цен на продукты неэффективно, если услугой пользуются все, а не только самые бедные. Кроме того, если власть намерена идти в сторону воссоздания нео-СССР, то регулировать экономику и рынок придется вручную. Поэтому введение карточек и ограничение цен — яркий пример того, что наша страна действительно идет по этому пути. Осталось только понять, насколько это решение эффективно и поддерживается населением, которое так долго ностальгировало по возврату в прошлое.
Илья Гращенков, политолог