Posted 14 февраля 2021, 07:22
Published 14 февраля 2021, 07:22
Modified 30 марта 2024, 12:20
Updated 30 марта 2024, 12:20
Месседжи Явлинского и Богомолова похожи на историю с субкультурой, оформившейся в первой половине 1990-х вокруг КПРФ. Правда, сейчас речь идет об уменьшенном масштабе, так как коммунистическая субкультура была куда более мощной количественно. Партия получала относительное большинство на думских выборах 1995 и даже 1999 годов (правда, в последнем случае оно было минимальным) — и треть голосов в первом туре президентских выборов 1996-го. Но в то же время речь идет о людях не только публично активных и модернистски настроенных, но и ресурсных, обладающих немалым социальным капиталом.
В первой половине нулевых коммунистической субкультуре было предложено два варианта взаимоотношений с властью: адаптация и интеграция. Первый вариант — КПРФ, полное сохранение идентичности на определенных условиях (главное — консенсус по четырем позициям: оборона, безопасность, внешняя политика, борьба с экстремизмом, под которым понимается внепарламентская оппозиция). Второй вариант — «Родина», сближение с властью на патриотических лозунгах, отход от оппозиции и — через ход в виде участия «Родины» в выборах 2003 года — присоединение к «путинскому большинству». Эти варианты в разных форматах были актуальны и для истеблишмента, и для актива, и для электората. Оба варианта реализовывались последовательно, хотя и неровно (там были и роспуск рогозинской «Родины», не понявшей своей роли в партийной конструкции, и «казус Грудинина» в случае с КПРФ).
Сейчас вариант Явлинского — это попытка адаптации, причем при условии принятия только одного из четырех элементов консенсуса, но в открытой и жесткой форме, которая и вызвала сильный общественный диссонанс. Вариант Богомолова — идейное оформление интеграции на основе конструирования идеальной Европы прошлого (которую можно и дальше почитать) и отречения от Европы реальной.
Вариант адаптации не гарантирует результата на выборах, но позволяет в них участвовать (а там как получится — во многом зависит от продолжительности и реального масштаба диссонанса). Вариант интеграции позволяет сохранить позиции в элите или даже укрепить их — но для немалой части лоялистов, как показывает реакция Суркова, интегрируемые останутся чужаками. Как греко-католический епископ Иосиф (Семашко), получивший после перехода в православие при Николае I все возможные регалии, но все же не ставший полностью своим для православных иерархов.
Алексей Макаркин, политолог