Posted 14 октября 2020, 12:12
Published 14 октября 2020, 12:12
Modified 30 марта, 13:11
Updated 30 марта, 13:11
Жизнь показывает, что прав был Платон, выводя оптимальную численность идеального города в 50-52 тыс. человек. Такой средний европейский город. При такой численности сохраняются горизонтальные связи между горожанами, почему возможна и прямая демократия. Есть основа и для малого и среднего бизнеса (достаточно потребителей услуг и товаров).
Еще впридачу — расстояния между такими городами должны быть в пределах старой конной доступности за световой день, т. е. 25-30, максимум 40 км — что увеличивает региональную общность и горизонтальные связи. Поселения, где можно было сочетать плюсы усадебной жизни в частном доме или малоэтажных домах, природы и городских сервисов.
А в России именно такие города первые в очереди на умирание. Стратегия «либеральной бухгалтерии» — о чем не раз, не таясь, вслух говорили и Набиуллина, и Кудрин, и чинуши из Минэкономразвития — согнать всех россиян в 10-12 мегаполисах, а вне их — трава не расти.
В том же Нечерноземье города «Золотого кольца» при хорошем управлении (например, немецком или французском) стали бы городами процветания. Но не у нас. Писал как-то на примере Суздаля, что из него изымаются 95% туристических доходов. По-хорошему, как минимум, эти города должны были быть связаны высокоскоростными железными дорогами (как в той же Германии) и отличными дорогами.
До сих пор не вижу в стране нормального урбанизма. Последний, кто понимал эти истины устройства европейской ткани городов, был покойный Глазычев. А теперь развели только сонм хипстеров от урбанизма с их «велосипедами и велодорожками, лавочками и общественными пространствами с плиткой, курьерами с доставкой еды». Максимум, куда они заглядывают в качестве идеала — это Сингапур и Шанхай.
Т.е. не только практика, но даже мысль проевропейского урбанизма пропала в стране.
Павел Пряников, журналист