Posted 31 августа 2020, 07:12
Published 31 августа 2020, 07:12
Modified 30 марта, 13:29
Updated 30 марта, 13:29
В последние 2 недели регулярно читаю статьи, посты и комменты, призывающие белорусов к радикализации и обострению. Мол, выходить так можно сколько угодно, Лукашенко лишь укрепляется с каждым днем, время работает против протестующих, нельзя расходиться по домам, надо оккупировать площади и занимать административные здания, Координационный совет = замыливание протеста, Тихановская все слила, и так далее, и тому подобное.
Иногда эти тексты подкрепляются убедительными аргументами и на первый взгляд производят впечатление. Потом смотришь, откуда автор — обязательно это будет Россия или Украина. В крайнем случае — Польша, Израиль, США, Германия и так далее. Закрываешь текст и в очередной раз думаешь: как же никто не понимает специфики белорусов, Беларуси и их нынешней ситуации…
Я даже не буду тут говорить о культурных различиях, хотя сколько ни слежу за белорусской жизнью, столько поражаюсь: как же сильно они отличаются и от россиян, и от украинцев! Вроде очень многим похожи, но в то же время совсем другие. (И, насколько я смог их узнать и понять, именно такой протест — сверхкультурный, с уборкой за собой мусора и снятием обуви перед тем как встать на лавочку, но в то же время неуклонный и несгибаемый — лучше всего соответствует их культурному коду. В отличие от южан-украинцев они — северяне, менее заводные и эмоциональные, зато более аккуратные и основательные).
Однако теперь, после путинского интервью Брилеву, вариантов, казалось бы, уже совсем не осталось: как только протест перейдет ту грань, за которой его можно будет преподнести как «беспорядки», Путин, скорее всего, использует это как повод для вторжения. В принципе это и раньше было более или менее понятно, но сейчас уже прямым текстом произнесено. И в этом смысле любые призывы к радикализации теперь вообще можно воспринимать как прямые провокации (особенно некрасивые, если они исходят от украинцев или людей, активно поддерживающих украинцев в российско-украинской войне, поскольку в этом случае трудно отделаться от мысли, что призывающий подсознательно заинтересован в российском вторжении, чтобы сделать всех белорусов союзниками против общего врага).
Впрочем, эти провокации, слава богу, своей цели не достигают. Белорусы вредных советов не слушают и продолжают неуклонно следовать своей линии…
Александр Шмелев, политолог