Posted 23 июля 2020, 11:42
Published 23 июля 2020, 11:42
Modified 30 марта 2024, 13:44
Updated 30 марта 2024, 13:44
Главная проблема властей — не оппозиция, не протесты в Хабаровске, не санкции и внешнее давление. Главная проблема — это разочарование, ощущение безысходности и отсутствия перспектив.
Это повторяет состояние советского общества перед крахом СССР 1991 года, когда тоже были и «стабильность», которую, правда, тогда называли «застоем», и в принципе сохраняющийся уровень жизни. Но пришло ощущение невыносимости, затхлости бытия и потери какого-либо смысла в деятельности людей. Даже КГБ не понимал, что и кого он защищает от инакомыслящих.
В это время народ начал пить. Пить страшно. Так, что алкоголизм стал национальной проблемой, приведя к постоянно растущей смертности и необходимости проведения антиалкогольной кампании.
Молодежь перестала искать возможности чего-то добиться в жизни (из-за, как и сейчас, закупоренных «социальных лифтов») и ушла в себя (при закрытых границах — сейчас можно эмигрировать в нормальное государство), породив целое поколение «дворников и сторожей» — «дауншифтеров» времен развитого социализма.
Мы сейчас находимся внутри того же состояния. Нет понимания, зачем нам дальше Путин, зачем эта мышиная возня правительства (раньше Медведева, теперь Мишустина), зачем эти национальные проекты к 2030 году (когда «или ишак, или эмир, или мы помрем»).
В чем ценность этой «стабильности»? Жить всю жизнь, вкалывая за нищенскую зарплату, чтобы потом дожить несколько лет на нищенской же пенсии?
При кажущейся беспросветности и безысходности это очень опасное состояние. И не только тем, что при любом «майдане» никто не пойдет защищать эту власть, но и тем, что с какого-то уровня безысходности люди потеряют страх самосохранения, и «русский бунт» кровавым «красным петухом» пронесется по всей стране, причем, как всегда, «бессмысленно и беспощадно».
Людям в современной России срочно нужны смыслы существования и траектории успеха (не пролегающие через бани с некоторыми политиками). «Национальные проекты к 2030 году» неинтересны никому, кроме узкой прослойки российской проворовашейся элитки, рассчитывающей эти деньги «попилить».
Для остальных «завтра» — это вечно воспроизводимое «вчера», с коррупцией, глупостью, ложью и снижающимся уровнем жизни.
Дмитрий Милин, публицист