Posted 8 июля 2020, 16:30

Published 8 июля 2020, 16:30

Modified 30 марта 2024, 13:51

Updated 30 марта 2024, 13:51

Дмитрий Милин. Власть друзей

8 июля 2020, 16:30

Еще одна наша проблема в отсутствии сменяемости правящих партий, что оставляет в недоразвитом убогом состоянии все партии — и правящую ЕР, и оппозиционные (системные и не системные) партии.

Пока партия находится у власти, она неизбежно обрастает приспособленцами, подонками и карьеристами. И если она не уходит в оппозицию, то относительное количество приспособленцев, карьеристов и подонков возрастает до критического количества, когда любая партия превращается в «Единую Россию».

Слова Черномырдина «Какую партию в России ни создавай, все равно КПСС получается» — именно об этом. Длительное нахождение одной партии (группы лиц) у власти приводит к деградации и самой партии, и этих лиц, так и управляемой ими страны.

За время нахождения партии в оппозиции карьеристы отваливаются — уходят из партии или переходят к победителям. Соответственно, через цикл все партии прекрасно понимают, что они собой представляют, и избавляются от таких.

Аналогично и партия, находящаяся постоянно в оппозиции, занимаясь постоянной (причем, возможно, и совершенно справедливой) критикой правящей партии, не имеет понятия об ответственности, которая ложится на правящую партию. И частенько, оказываясь у власти, показывает результаты хуже, чем критикуемая ими правящая партия.

Не побывав в двух состояниях, оппозиции и правящей, никакая партия не может быть полноценной, а является симулякром партии. Поэтому нам надо прокрутить «историческое колесо» для того, чтобы ЕР ушла в оппозицию, а ее место заняла любая другая партия.

Если ЕР в оппозиции выживет и сохранится, потеряв свой костяк карьеристов и приспособленцев, то и она станет в следующем цикле, возможно, достойной правящей партией, а не тем сбродом чиновников, казнокрадов и коррупционеров, коим сейчас является.

Оппозиционные партии, приходя к власти, сталкиваются с кадровым голодом, оказываясь в ситуации, когда «верных и умных» критически не хватает для заполнения всех доставшихся, по праву победителя, государственных должностей. И здесь победившая оппозиционная партия сталкивается с дилеммой: ставить на государственные посты «верных» (т.е. членов собственной партии) или умных (хороших менеджеров) «со стороны».

Если оппозиция сделает выбор в пользу «верных», а не «умных», то мы получим воспроизведение путинизма, как «власти друзей», только, возможно, в еще более гротескном исполнении.

Задумайтесь над вопросом, кого (допустим) Навальный сделает премьером, министрами внутренних дел, иностранных дел, обороны, финансов… Если он, например, сделает главой Роснефти или Газпрома одного из своих ближайших соратников — вы уверены, что он будет получать меньше и лучше работать, чем Миллер или Сечин?

Боюсь, что наша проблема не в том, чтобы сменить Путина на «нового Путина со своей командой друзей», а выйти из колеи «власти друзей» вождя, к чему мы, как страна, с моей точки зрения, еще не готовы.

Дмитрий Милин, публицист

Подпишитесь