Posted 5 июня 2020, 17:26
Published 5 июня 2020, 17:26
Modified 30 марта, 14:04
Updated 30 марта, 14:04
Вся суета вокруг «поправок в конституцию» — только для того, чтобы протащить в нее норму, разрешающую Путину пожизненно быть президентом (часть 3.1. статьи 81): к истечению второго экстра-срока в 2036 году ему будет 83 года. Это не что иное, как узурпация власти и фактическое провозглашение личной диктатуры. Безотносительно к содержанию других поправок, это уже достаточное основание быть против них — тем более, что голосовать предлагается за единый пакет, да еще по неведомой процедуре под названием «общероссийское голосование», назначенной в разгар эпидемии коронавируса.
Но и остальные поправки либо также вредны, либо — в лучшем случае — бессмысленны.
Поправки значительно расширяют полномочия главы государства за счет Федерального Собрания, правительства и судебной системы. При этом президент, как и прежде, не входит ни в одну из ветвей власти. Подробнее новая конфигурация органов власти описана в «Ведомостях» и «Медузе» (ссылки на них в первых двух комментариях).
В текст конституции вводятся понятия и институты, содержание которых неясно, а назначение неизвестно. Что такое «государствообразующий народ» (часть 1 статьи 68)? Что такое «традиционные семейные ценности» (пункт «в» части 1 статьи 114)? Для чего нужны «федеральные территории» (часть 1 статьи 67)? Что такое «публичная власть» (пункт «г» статьи 71) и «единая система публичной власти» (часть 3 статьи 132)? Чем конкретно будет заниматься «Государственный Совет» (пункт «е.5» статьи 83)?
Поправки в конституцию противоречат другим ее положениям. Часть 2.1. статьи 67, признающая антиконституционными «призывы» к отчуждению территорий, и часть 3 статьи 67.1, запрещающая «умаление значения подвига народа при защите Отечества», противоречат статье 29, гарантирующей свободу мысли и слова. Часть 2 статьи 67.1, которая — о том, что «предки» передали нам «идеалы и веру в Бога», противоречит части 1 статьи 14 о светском характере государства. Новая редакция статьи 79 противоречит части 4 статьи 15, устанавливающей приоритет международных соглашений над национальным правом. Часть 1.1 статьи 131 узаконивает встраивание МСУ в систему органов государственной власти, что противоречит статье 12.
Все «социальные» поправки просто бессмысленны. Их содержание — от защиты детей, оставшихся без попечения, до поддержки соотечественников за рубежом, от охраны культуры до защиты брака «как союза мужчины и женщины», от ежегодной индексации пенсий до поддержки волонтеров и т. д. — дублирует нормы, которые и так есть в российских законах, если не в той же конституции.
Поправки «раздувают» текст конституции на 40%, портя, обессмысливая, усложняя и выхолащивая его. Но, что более важно, — они санкционируют личную диктатуру Путина на долгие годы. В этом их единственный и главный смысл.
Михаил Турченко, политолог