Posted 13 августа 2019,, 10:57

Published 13 августа 2019,, 10:57

Modified 31 января, 23:32

Updated 31 января, 23:32

Михаил Макогон. Протекционизм никогда не работает

13 августа 2019, 10:57

Все концепты делятся на две большие группы: в первой те, что раз-другой-третий себя эмпирически дискредитировали и, так или иначе, признаны негодными, во второй концепты бессмертные — те могут сколько угодно демонстрировать собственную несостоятельность, но человечество, с завидным упорством, к ним возвращается.

Пример первого — коммунизм.

Никто, ни всерьез, ни декларативно, с конца 80-х годов прошлого века не строит коммунизм на уровне государства. Политические режимы могут быть сколь угодно лево-популистскими, но речи об обобществлении всего на свете, от средств производства — до воспитания детей, о ликвидации частной собственности, семьи, денег и, в конечном итоге, государства — как-то не идет.

XX век натурно доказал человечеству, что строительство коммунизма на практике — возведение концлагеря размером со страну, чьи стены стоят ровно до тех пор, пока их можно удержать ложью и насилием.

Пример второго — протекционизм.

Протекционистские идеи, политика «защиты отечественного производства» через заградительные пошлины, эмбарго, иные средства ограничения конкуренции — пользуются популярностью по всему глобусу, в том числе, в открытых политических системах, при том, что никогда не работают.

К этому можно, но совсем не обязательно прийти логически: любое ограничение конкуренции: а) бьет по потребителю снижением предложения, значит — ростом цен и падением качества, б) уничтожает защищаемую отрасль, дестимулируя ее модернизацию.

Бенефициары, получатели протекционистской ренты — только и исключительно собственники защищенных предприятий, но и те в кратко-среднесрочной перспективе — такого рода меры невозможно поддерживать во веки, «отечественный производитель» обязательно встретится с зарубежным конкурентом, но уже бесконечно отстав.

К этому не обязательно приходить логически ровно по той простой причине, что за плечами два столетия больших протекционистских экспериментов, каждый из которых последовательно провалился.

Больше того, мы знаем массу примеров, когда даже в неразвитой экономике отдельные отрасли, работающие на открытом рынке, в международной конкуренции, показывали выдающиеся успехи, далеко обгоняющие экономику в целом (российский IT), но у нас буквально нет ни одной истории долгосрочного успеха отрасли от конкуренции защищенной.

Тем более занятно наблюдать за успехом протекционистов не просто в том мире, где мы точно знаем, что международная торговля приносит пользу всем ее участникам, но в мире, созданном международной торговлей.

В мире, где само стекло «Айфона», по которому тапает очередной изоляционистский твит Дональд Трамп — разработано, реализовано, серийно произведено, припаяно к аппарату — в пяти разных концах планеты.

Михаил Макогон, публицист