Posted 18 января 2019,, 16:15

Published 18 января 2019,, 16:15

Modified 31 января, 21:52

Updated 31 января, 21:52

Светлана Клейнер. Охота на ведьм или партсобрание?

18 января 2019, 16:15

Общественный дискурс в очередной раз отстает от реалий. Ну то есть ведь ничего даже отдаленно похожего на интернет с его отсутствием privacy и моментальным оповещением всех обо всем в мире никогда еще не было. Раньше-то как было. Ляпнул что-то какой-нибудь CEO/ученый/спортсмен/школьный учитель — и разбираются с этим только те, кто непосредственно задействован, слышал или упомянут. Можно было по итогам вызвать в кабинет повыше, сказать атата — и дело с концом. Только политики, а потом и звезды кино и музыки знали, что это такое, когда ты что-то ляпнул, а утром это на всех передовицах страны и по всем каналам.

А теперь ляпнуть может кто угодно — и весь мир через пару часов прочитает об этом в Фейсбуке. И отреагирует тоже весь мир. И это реально новая ситуация. Теперь вызывать к директору на ковер и грозить пальцем — бессмысленно, организации вынуждены реагировать публично. Потому что репутация и потому, что весь мир смотрит.

И это прямо сейчас произошло, у нас на глазах и при нашем активном участии. И именно из-за скорости сами мы осознать этот процесс не успеваем и ищем знакомые аналогии. На Западе это witch hunt, у нас — партсобрание. И коннотации получаются соответствующие. Но и то, и другое — это, конечно же, явления совершенно иного рода, просто похожие в некоторых проявлениях. Собственно это поверхностное сходство — источник аналогии, а на деле — обычная конвергенция, как хвост рыбы и ихтиозавра.

Считать Фейсбук огромной кухней или лавочкой у подъезда (тоже популярные аналогии), где люди трут за жизнь, просто на весь мир — огромная ошибка. Это глобальное публичное пространство совершенно нового типа, которое буквально за несколько лет поместило нас в новую реальность. Осталось к ней приноровиться.