Posted 29 июня 2017, 13:13
Published 29 июня 2017, 13:13
Modified 30 марта, 22:51
Updated 30 марта, 22:51
В последнее время какой-то неожиданный ренессанс Сталина в медиапространстве — естественно, со скандалом. То скандальный опрос Левада-центра, где Сталин в очередной раз среди «выдающихся мировых деятелей» занял первое место по упоминаемости в России; то недавний громкий уход известного адвоката Резника из заведения под названием Московская Юридическая Академия — в знак несогласия с тем, что руководство решило повесить на стенку мемориальную доску с почтительным упоминанием имени Сталина.
В общем, все выглядит чуть ли не как тоска общества по сталинизму и «отцу народов», по «железной руке» и массовым репрессиям. Страшилками на эту тему уже активно обмениваются мои френды либеральных взглядов в Facebook, а «государственники» им в ответ злобно хохочут и повторяют что-то вроде «ужо вам!».
Но давайте для начала посмотрим на саму таблицу Левады: они ведут опросы по поводу «выдающихся людей» с 1989 года, фактический материал богатый.
Я посмотрел на табличку взглядом социолога, собаку съевшего на подобного рода опросах — и могу успокоить почтеннейшую публику: страхи по поводу «культа Сталина» серьезно преувеличены.
Еще раз обратим внимание на формулировку вопроса Левада-центра. Звучит она так: «Назовите, пожалуйста, десять самых выдающихся людей всех времен и народов». В свете этого вопроса таблица выглядит довольно несуразно: просят «всех времен и народов», а наш народ перечисляет почему-то почти сплошь деятелей из российской истории. Во всем списке из «двадцатки» выдающихся всего 3 (три!) иностранца — Наполеон, Эйнштейн и Ньютон. Причем они отнюдь не на первых местах. Весьма странная троица, не правда ли? Двое ученых и завоеватель из XIX века.
В этих иностранцах, на мой взгляд, как раз и кроется ключ к разгадке. Главное, что показывает этот лонгитюдный (то есть растянутый на многие десятилетия) опрос — это не «очарованность злом» и не любовь к репрессиям, а прежде всего — попросту весьма и весьма низкий уровень образования отечественной публики.
То есть, попросту говоря, наши люди по большому счету никого не знают! Как человек, проведший сотни фокус-групп (групповых бесед) на общественно-политические темы в самых разных уголках России, я охотно подтверждаю: люди банально не знают почти ничего за пределами повседневной телевизионной повестки дня. В определенном смысле сама формулировка опроса Левады слишком трудная для большинства населения страны: 10 «выдающихся деятелей» мирового масштаба — это для них слишком много. Мало того, что они совершенно не приучены мыслить «мировым масштабом» — они и не знают, не помнят столько фамилий! Так и слышу вопрос респондента, отчаянно чешущего в затылке: «Милок, так кого называть-то? Подскажи!».
В этом и разгадка «феномена Сталина»: его называют прежде всего потому, что его фамилия — одна из немногих, которая просто есть в памяти. В «памяти народной», если хотите. А есть она в памяти в основном в связи с войной, культ которой действительно долбят все СМИ. Плюс травма, конечно, определенный «эмоциональный ожог» — все-таки масштаб репрессий был действительно гигантским. Прикол тут именно в том, что память тут чисто эмоциональная: нынешние потомки уже не знают о Сталине практически ничего — но дети запомнили фамилию, поскольку на нее у родителей была эмоциональная реакция. Какая — дети не запомнили. Память ведь работает именно таким образом — она «цепляется» не за факты, а за эмоции. Была сильная эмоция — событие откладывается в памяти (причем сама эмоция может как раз быть забытой).
То есть я механизм заполнения этого списка вижу так: у большинства (80-90%) опрошенных в памяти есть дай бог 6-8 («число Мюллера») «несъедобных» фамилий «выдающихся исторических деятелей», взятых, понятное дело, из школьной программы (а откуда еще?) В число этих 6-8 «автоматом» входит Сталин. Многие, возможно, и рады бы исключить его из числа «выдающихся» — но тут проблема: а кем заполнять оставшиеся «вакансии»? Ведь интервьюер, подлец, лезет с ножом к горлу — вспоминайте! Что ж вы, десяти человек назвать не можете?
Другими словами, итог опроса скорее позитивный: аж 62% сделали над собой усилие и исключили Сталина из списка — при том, что понятия не имели, кого поставить на его место.
Ну, а неизбывная проблема России высвечивается в очередной раз в связи с этим опросом: чудовищно низкое качество гуманитарного образования «для масс». Люди «проходят» в течение 11 лет литературу и историю — и выходят девственно чистыми, не помня никого и ничего, кроме нескольких кластеров, кое-как подкрепляемых не школой, а госпропагандой: ВОВ — Сталин (Жуков); СССР — Ленин (Гагарин); полководцы — Суворов (Кутузов); цари — Петр I (Екатерина II); КПСС — Ленин (Брежнев); ученые — Менделеев, Ньютон (Эйнштейн, Ломоносов). Ну и писатели — Пушкин, Толстой, Лермонтов, Есенин.
Такое вот представление о мировой (!) истории.
Алексей Рощин, политолог