Posted 28 ноября 2016, 16:05

Published 28 ноября 2016, 16:05

Modified 31 марта 2024, 01:04

Updated 31 марта 2024, 01:04

Глеб Кузнецов. Похороны Кастро — это очередные похороны СССР

28 ноября 2016, 16:05

«Он вывел свою страну, Кубу, из положения пригородного борделя при Майами в разряд сверхдержав, ведущих колониальные войны в Анголе и Мозамбике… лично благодаря Фиделю Куба вознеслась к таким заоблачным высотам в мировом концерте, каких для нее было немыслимо достичь ни в каком другом случае», — сообщает нам один выдающийся специалист по всем вопросам. Это — хороший аргумент и звучит он настолько часто в эти дни, что наверное имеет смысл его обсудить.

Во первых, Куба не вела колониальные войны. И Мозамбик, и Ангола, и Конго, и любая страна, куда посылала Куба «воинов-интернационалистов», была к этому времени свободна (за исключением межгосударственного арабо-израильского конфликта, где Куба воевала на стороне арабов).

Она участвовала в гражданской войне в Анголе как серьезный поставщик пушечного мяса, и во многих других конфликтах — вроде Войны судного дня, гражданской войны в Мозамбике, гражданской войны в Никарагуа и так далее вроде боливийского конфликта или гражданской войны в Конго в качестве источника весьма ограниченных групп военных специалистов\«партизан»\советников\террористов.

Но и про мелкие и про единственную крупную экспедицию Кубы, в которой были задействованы десятки тысяч солдат, важно понимать одну вещь. За все — техника, переброска войск, оплата воинского контингента, обучение офицеров — платил СССР. Куба не была «участником концерта», она поставляла дешевых солдат туда, куда это было нужно Москве. Поставляла за деньги и ресурсы. Было бы у советского руководства больше творческой фантазии, оно и для Афганистана купило бы кубинцев незадорого. Жизнь кубинца — как это ни удивительно — ценилась ниже жизни советского человека, случай уникальный для соцлагеря.

Гражданская война в Мозамбике формально окончилась в 1992 году, нью-йоркские соглашения по Анголе, завершившие кубинское военное присутствие там — это конец 1988 года, прекращение формальное войны в Никарагуа — 1988 год с выходом на победные для вчерашних «контрас» выборы в 1990-м. Никакого геополитического игрока «Свободная Куба» не было ни дня. Были люди, которых братья Кастро передавали СССР в качестве пушечного мяса. Как только СССР перестал платить за мясо это деньги — Куба перестала занимать какую-либо активную военно-политическую позицию.

Так что «похороны Кастро» — это таки очередные похороны СССР. И, наверное, кто-то в полной мере, а кто-то интуитивно это понимает. Отсюда, полагаю — и болезненный интерес в России к этой смерти. Смерть Фиделя и «советской Кубы» в ближайшей перспективе — это действительно внутрироссийское дело.

Глеб Кузнецов, политолог

Подпишитесь