Posted 13 декабря 2013, 15:18
Published 13 декабря 2013, 15:18
Modified 31 марта 2024, 15:54
Updated 31 марта 2024, 15:54
Госдума отменила пожизненный запрет на участие в выборах для кандидатов с судимостью, заменив его запретом на срок как минимум 10 лет после выхода на свободу. Наряду с убийцами, новый «криминальный» фильтр позволит отсечь от участия в борьбе за власть также осужденных по политическим мотивам.
Впрочем, как недавно заверили общественность представители высшего руководства страны, в России нет политзаключенных. Как бы то ни было, но, пересмотрев норму закона об участии в выборах кандидатов с тюремным прошлым, Госдума фактически заменила шило на мыло.
Законопроект об отмене пожизненного запрета на участие в выборах прошел в Госдуме в пятницу первое чтение. Против его принятия открыто выступили только в ЛДПР. Таким образом, депутаты выполнили постановление Конституционного суда, который в октябре признал незаконным ныне действующий пожизненный запрет на участие в выборах осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе условно. Судьи согласились с доводами истцов, пожаловавшихся на то, что таких людей наказывают фактически дважды, запрещая выдвигать свою кандидатуру на выборах всех уровней.
Однако суд не отменил само ограничение на участие в выборах для людей, имеющих приговор. Чем развязал руки Госдуме, которая теперь заменяет пожизненный запрет на запрет длиной в полжизни.
Как следует из законопроекта, осужденные по тяжким статьям УК смогут выдвигать свою кандидатуру на выборах только через 10 лет после выхода на свободу, а по особо тяжким - через 15 лет.
Новый криминальный фильтр сыграет «превентивную роль» и закроет доступ во власть убийцам и педофилам, заверили в Госдуме. «Согласитесь, что лица, которые совершили преступления против здоровья и жизни граждан, вряд ли имеют право быть избранными, особенно если мы говорим о крайних проявлениях жестокости. Я уважаю раскаяние, но нужно было думать до совершения тех или иных действий», - заявил, в частности, глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.
С ним, судя по всему, согласились большинство депутатов, у которых не возникло ни одного вопроса при обсуждении законопроекта.
Сомнения высказал только депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов, который напомнил, что Конституция вообще-то запрещает выдвигать свою кандидатуру на выборные должности только недееспособным гражданам и тем, кто на момент проведения выборов сидит в тюрьме.
«Конституционный суд может объяснить все что угодно», - отметил Иванов. По его словам, российское уголовное законодательство не перестает удивлять, и признает тяжким преступлением «выбитый глаз», но не всегда считает таким же торговлю наркотиками, вовлечение в занятие проституцией или совращение малолетних. «То есть, если он изнасиловал девочку до 14 лет - это тяжкое преступление, а если более старшего возраста, то уже почему-то не тяжелая статья. Вот к чему пришел наш суд», - возмутился Иванов.
Либерал-демократы внесли в Госдуму альтернативный законопроект, который содержит более мягкие ограничения для участия в выборах ранее судимых. «Главное, писать в бюллетене по какой статье был осужден кандидат, а народ у нас не глупый, сразу поймет», - предложил Иванов.
Но законопроект ЛДПР даже не стали рассматривать на заседании Госдумы, не согласились депутаты и с тем, что новый закон поражает в правах, наряду с убийцами, и осужденных по политическим мотивам.
Между тем, в кулуарах Госдумы предлагаемые ограничения уже прозвали «законом имени Ходорковского и Навального». Именно они, а также политзаключенные, например, из списка «Мемориал», попадут под раздачу вместе с реальными уголовниками.
Мало того, депутаты расширили список тяжких статей Уголовного кодекса, включив в него и так называемые экстремистские преступления. Среди них организация как экстремистского сообщества, так и деятельности экстремистской организации. Теперь их руководителям будут давать по шесть лет тюрьмы вместо максимум четырех, как сейчас.
С учетом того, что закон до сих пор не содержит четкого определения экстремизма, обвинить по такой статье без труда можно будет не только активных противников власти, но и просто ее политических оппонентов.
Елена Земскова