Posted 15 февраля 2012, 16:45
Published 15 февраля 2012, 16:45
Modified 1 апреля, 02:42
Updated 1 апреля, 02:42
Попытка спрогнозировать развитие внутриполитической ситуации в России после президентских выборов 4 марта стала центральной темой заседания Политклуба, которое состоялось в среду в московском пресс-центре «Росбалта».
В ходе дискуссии политологи поставили задачу не только проанализировать причины всплеска протестной активности, который в значительной степени определяет политическую картину в целом и ход избирательно кампании в частности, но и попытаться предсказать дальнейший уровень гражданской активности.
Первым делом эксперты задались целью оценить потенциал нынешнего протестного движения. По мнению научного руководителя Центра Витте Дмитрия Захарьина, социологические выборки показывают, что в России примерно 40% населения сочувствует оппозиции с Болотной. «Этих людей уже не загонишь обратно на кухню», - считает он.
В то же время, по оценке другого участника «круглого стола», политолога Дмитрия Орлова, протестная база Болотной – это, максимум, 120 тысяч человек. Впрочем, он уточнил, что имеет в виду не просто сочувствующих протестам, а тех, кто готов выйти на улицу. При этом, по убеждению Орлова, в конце марта «протестная активность пойдет на спад».
Политолог Андрей Пионтковский отметил, что «все признаки политического кризиса в России присутствовали еще в 2008 году». По его мнению, «бесперспективность системы слияния власти и капитала была ясна еще тогда». Он считает, что четыре года назад «это не конвертировалось в политическое движение» благодаря тому, что власть создала «либеральную приманку» в лице нового, на тот момент, президента РФ Дмитрия Медведева. Сегодня, уверен эксперт, мы имеем «нарастание неприятия существующей политической системы» со стороны активной части общества.
Можно добавить к этому, что тогда протестная активность была приглушена и с помощью такого испытанного средства как очередная «маленькая победоносная война» (на этот раз, в Южной Осетии), а также в результате мирового экономического кризиса, который, на тот момент, удалось притушить финансовым дождем, который правительство пролило на банки и крупнейшие предприятия.
Говоря о потенциале сторонников действующего премьера, Орлов заявил, что, по его личным расчетам, на самый массовый «пропутинский» митинг на Поклонной горе организованно автобусами привезли не более трети участников. Остальные, по его словам, пришли туда добровольно.
Напомним, что по данным МВД на Поклонной горе 4 февраля собрались 138 тыс. человек. Оценивая это событие по горячим следам, Путин сам тогда признал, что при организации акции без административного ресурса не обошлось, однако выразил уверенность, что одними только подобными методами такое количество людей собрать невозможно.
Что касается «параллельного» протестного митинга на Болотной площади, то, по словам Андрея Пионтковского, его отличие от Поклонной состоит в том, что «люди на Болотной – активные противники системы, а люди с Поклонной – пассивны». «Народ-путиноносец» скорее равнодушен, утверждает политолог.
Между тем оба эксперта с разных сторон подняли, фактически, одну и ту же тему.
Дмитрий Орлов считает, что политическая повестка «протестантов» с Болотной «не имеет никакого отношения к повестке какого бы то ни было массового протестного движения». Повестка такого движения «должна быть социальной», отметил он. В то же время, согласно его прогнозу, «те структурные социальные реформы, которые предстоят нам в ближайшие два года, могут сформировать протестное движение совсем иного рода и иного масштаба».
В свою очередь Андрей Пионтковский обратил внимание на то, что нынешняя власть не в состоянии изменить сложившуюся систему в России, поскольку менять пришлось бы себя. Политолог привел цитату из программной статьи Владимира Путина, посвященной развитию демократии в России, где премьер и кандидат в президенты говорит о необходимости разделить власть и бизнес. По словам Пионтковского, «разделить власть и бизнес означало бы разделить Путина и олигарха Романа Абрамовича, Путина и нефтетрейдера Геннадия Тимченко, Путина и бизнесмена Юрия Ковальчука». В этой связи Пионтковский напомнил собравшимся фразу автора «сингапурского экономического чуда», первого премьер-министра этой страны Ли Куан Ю, который сказал как-то, что самым трудным в его деятельности было «посадить в тюрьму пять своих ближайших друзей». Перед Путиным, уверен Пионтковский, стоит более сложная задача: «посадить не только своих друзей, но себя самого».
Так или иначе, но два политолога, придерживающихся противоположных позиций, пришли, по сути, к одному и тому же выводу - о неизбежности существенных изменений в социальной и экономической жизни нашей страны после завершения президентских выборов.
Что касается их исхода, то все участники «круглого стола» уверены, что выборы президента России пройдут в один тур. А вот говоря о том, какая судьба будет ждать победившего 4 марта Владимира Путина, эксперты в мнениях разошлись.
Отвечая на вопрос о том, сможет ли нынешняя система просуществовать в неизменном виде в течение следующего (шестилетнего) срока полномочий Путина, Андрей Пионтковский уверенно заявил: «Нет». По мнению Дмитрия Орлова, шансы Путина «досидеть» до конца срока «достаточно высоки», но он должна предпринять значительные шаги по усилению представительности политической системы.
В свою очередь политолог Борис Межуев считает, что «система находится в сложной ситуации и разбалансирована». «Мы видим, - отмечает он, - как реагирует избиратель на пренебрежительное отношение власти к институтам гражданского общества, включая институт свободной прессы». Межуев убежден, что если после выборов власть продолжит атаку на институты гражданского общества, подобные недавней попытке давлении на радиостанцию «Эхо Москвы», то это «может реанимировать разного рода протестные настроения после президентских выборов».
Политолог, шеф-редактор «Русского журнала» Александр Морозов также уверен, что у уличной оппозиции неплохие перспективы. Он прогнозирует, что митинги протеста не только продолжатся, но и перейдут в перманентную стадию – по прогнозу Морозова, ближе к лету стоит ждать появления «палаток» оппозиционеров на улицах российских городов.
Российское общество сегодня переросло этап «управляемости», путинская «авторитарная мобилизация» уже состоялась, и теперь общество требует перехода «к совершенно другой политической системе», - резюмировал Александр Морозов.
Александр Желенин