Posted 22 декабря 2023, 08:39
Published 22 декабря 2023, 08:39
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Примерно каждый десятый житель Санкт-Петербурга уже стал жертвой телефонных мошенников. Угроза лишиться денег просто ответив на звонок или нажав на электронную ссылку, прочно входит в топ проблем, волнующих жителей Северной столицы. Ситуация приобретает все более острый характер — количество телефонных и онлайн-преступлений, направленных на хищение средств граждан, стремительно увеличивается. Если в 2019 году в Петербурге было зарегистрировано 807 таких правонарушений, то в 2022-м уже 3380. Рост в четыре с лишним раза за три года!
Городские власти бьют тревогу. «Жертвами телефонных мошенников становятся пенсионеры и подростки. Таким преступлениям нужно активно противостоять», — заявил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Проблему видят и на федеральном уровне. При обсуждении телефонного мошенничества в Государственной думе, депутаты отметили, что широкое распространение таких случаев отрицательно влияет на уровень доверия населения как к современным платежным сервисам, в первую очередь, онлайн-банкингу, так и в целом к кредитно-финансовой системе страны.
Объемы средств, похищенных у граждан, исчисляются уже астрономическими суммами — по данным банка России в 2022 год из рук законных хозяев таким образом ушло 14,2 млрд руб. При этом известны многочисленные случаи, когда люди отдают злоумышленникам не только все имеющиеся сбережения, но и залезают в долги — порой берут даже не один кредит, а несколько.
Конечно, финансовая система пытается бороться с этим явлением. Только в третьем квартале этого года российские банки отразили 10,8 млн атак мошенников на счета своих клиентов, что помогло уберечь их средства на общую сумму почти на 1,7 трлн рублей. За этот период были заблокированы 141,8 тыс. телефонных номеров, которые использовались для обмана людей.
Однако тяга к легкой наживе слишком сильна — по данным ЦБ РФ, активность злоумышленников в июле — сентябре выросла почти на четверть, если сравнивать с предыдущим кварталом. Им удалось успешно провернуть 288,8 тыс. мошеннических операций.
В октябре этого года «РосБалт» писал о том, что телефонные мошенники вышли на новый уровень, заставив москвича продать квартиру. Аферисты начали звонить пенсионеру, живущему в Новокосино в августе 2023 года. Сначала «сотрудница банка» напугала его известием о том, что мошенники якобы оформили кредит под залог его квартиры. В итоге, пожилого москвича убедили оформить фиктивную сделку купли-продажи недвижимости.
И это, конечно, не единичный случай. Вот лишь несколько сообщений, которыми пестрят новостные ленты:
Вполне понятно, что далеко не каждый человек все время ждет, что его начнут обманывать и в любую секунду готов дать отпор злодеям. Почти две трети петербуржцев (64%) признаются, что не в состоянии сразу распознать телефонного мошенника, показали результаты исследования аналитического агентства А2:Research. При этом 16% опрошенных жителей Северной столицы из-за страха перед мошенниками перестали отвечать на звонки с неизвестных номеров.
Еще примечательней данные другого исследования, которое провел Аналитический центр НАФИ, опросив 1 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет из всех регионов России из числа тех, кто хотя бы один раз за последние 12 месяцев сталкивался с попытками мошенничества. В итоге выяснились, что только чуть более половины столкнувшихся с мошенничеством россиян (55%) обращались с жалобами в правоохранительные органы или другие инстанции.
«Россияне не всегда знают в каких случаях мошенничества в какие инстанции следует обращаться, что формирует правовой „нигилизм“, — говорит гендиректор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. Для повышения гражданского надзора, по ее словам, необходимо „активно информировать население о возможных каналах передачи информации о фактах мошенничества, а также формировать „единое окно“ для жалоб граждан по аналогии со службой 112».
Злоумышленники активно разрабатывают новые сценарии обмана. Чаще всего они используют методы социальной инженерии, добиваясь, чтобы люди добровольно сообщали им номера платежных карт, коды, пароли, которые затем используются для несанкционированных операций, в том числе переводов денежных средств без согласия клиентов.
Одной из острых проблем в последнее время стало использование подмены номера, чтобы абонент мог убедиться, что ему звонят действительно «из ФСБ», «полиции» и т. д. Мошенники освоили не только использование публично доступных или ставших жертвами «утечек» персональных данных, но и такие современные технологии, как изменение голоса и дипфейки, чтобы выдавать себя за начальников, коллег, друзей потерпевших.
Злоумышленники научились использовать в своих целях даже QR-коды. На прошлой неделе Росфинмониторинг начал фиксировать рост жалоб на действия поддельных «инспекторов» этого ведомства, которые под разными предлогами выманивают у граждан конфиденциальные данные. «Нередко на поддельных письмах аферисты размещают QR-коды, которые ведут на официальный сайт Росфинмониторинга», — говорится в сообщении в официальном телеграм-канале российской финансовой разведки.
В свою очередь, в МВД России в конце ноября рассказали, что телефонные мошенники стали похищать пароли от личных кабинетов банков, портала госуслуг и других сервисов под видом представителей сотовых операторов. Злоумышленники утверждают, что на телефонный номер выбранной ими жертвы якобы была подана заявка на смену оператора. Когда собеседник отвечает, что не оставлял такую заявку, аферисты предлагают «для обеспечения безопасности» сменить пароль в личном кабинете». Выманив SMS с кодом, преступники получают доступ к номеру жертвы, а, следовательно, возможность входа в личные кабинеты банков, портала «Госуслуги» и других сервисов.
Еще одну схему мошенничества недавно выявил банк ВТБ. Мошенники обзванивают соискателей работы по объявлениям рекрутинговых компаний и предлагают должность специалиста отдела аналитики, пройдя «бесплатное обучение», в конце которого предлагают внести денежные средства, чтобы получить доход. «Если у собеседника нет денег, то его начинают уговаривать взять кредит в банке или даже получить деньги под залог имеющейся квартиры», — говорится в сообщении банка.
При этом одной из наиболее популярных схем остаются звонки и письма от имени сотрудников Банка России, в том числе через мессенджеры. За восемь месяцев этого года в ЦБ РФ получили 24,5 тыс. вопросов и обращений граждан, которые столкнулись с подобной проблемой. При этом важно отметить, что финансовый регулятор в принципе не работает с физическими лицами, поэтому если вам про ваши личные счета что-либо начинает рассказывать «сотрудник Центробанка», это точно аферист.
Кроме того, Банк России 12 декабря предупредил о новой преступной схеме, связанной с обновленными пятитысячными купюрами. Сначала мошенники заявляют, что необходимо проверить подлинность наличных денег, в том числе новых купюр номиналом 5 тыс. рублей. Для этого предлагается установить на телефоне специальное приложение — «Банкноты Банка России». Так действительно называется официальное приложение ЦБ РФ, но аферисты дают ссылку на фальшивую программу, визуально похожую на официальную. После установки такого приложения мошенники получают удаленный доступ к телефону человека и, соответственно, к банковским приложениям и счетам.
Действия мошенников могут привести к куда более серьезным последствиям, чем даже потеря всех сбережений. В этом году резко возросло количество поджогов военкоматов гражданами России, обманутыми телефонными злоумышленниками.
В целом ряде регионов, включая Санкт-Петербург, зафиксированы случаи, когда мошенники, находящиеся за рубежом, действуют от имени российских силовиков. Вначале путем манипуляций они принуждают граждан к проведению финансовых операций, а затем якобы для возврата денег, склоняют их к совершению терактов, направленных против административных зданий.
Кроме того, мошенники под видом сотрудников военкомата предлагают помощь с незаконным освобождением от службы в армии или исключением из «списка на мобилизацию». При этом звонить могут не только самим военнообязанным гражданам, но и их пожилым родителям или другим родственникам, которые могут быть более восприимчивы к подобным предложениям и с большей вероятностью могут согласиться.
Аферисты также могут прислать ссылку на фишинговый сайт в SMS-сообщении, где семьи мобилизованных якобы смогут получить выплаты. На сайте требуется ввести свои банковские данные, которые попадают в руки мошенников.
Не далее как в минувшую среду «РосБалт» сообщил о задержании в Санкт-Петербурге группы лиц, подозреваемых в содействии телефонным мошенникам с Украины.
Еще одной тревожной тенденцией стало расширение социального состава жертв злоумышленников. Теперь от действий преступников страдают не только обычные пожилые люди, пенсионеры, но и подростки и сотрудники, занимающие значимые должности в государственных и коммерческих компаниях. Очевидно, что ущерб в последнем случае может быть крайне чувствителен как для финансового положения отдельных лиц, так и для экономики целых предприятий.
Опытные аферисты способны обмануть даже человека с ученой степенью. Вот характерный пример — в сентябре этого года с Санкт-Петербурге жертвой телефонных мошенников стал 68-летний математик, сотрудник СПбГУ. Лже-сотрудники банка и ФСБ убедили профессора перевести на «безопасный счет» все его сбережения — более 9 млн рублей, сообщает РЕН ТВ.
Аферистов не страшит и высокий статус потенциальных жертв. Достаточно сказать, что в Санкт-Петербурге с мошенниками сталкивались и муниципальные депутаты, и сотрудники районных администраций и городского избиркома, и даже такие люди, как лидер фракции «Новые люди» в ЗАКСе Дмитрий Павлов, вице-губернатор Ирина Потехина. Мошенники не побоялись позвонить даже главе ГУ МВД Роману Плугину, а бывший замначальника Следственного департамента МВД Дмитрий Какошин попался на уловку аферистов и предоставил им доступ к банковским картам.
Российские сенаторы также сообщают об участившихся попытках взлома их аккаунтов и гаджетов и распространении мошенниками от их имени фейковой информации. Как сообщил ТАСС глава комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, «порядка шести-семи сенаторов» обратились в связи с этим в комитет, после чего в Роскомнадзор было направлено соответствующее обращение.
Если мошенники не боятся атаковать даже высокопоставленных чиновников, что говорить об обычных гражданах. Очевидно, что проблема может быть решена только совместными усилиями государства и коммерческих структур (в первую очередь, правоохранительных органов и банков), которым необходимо проводить все более широкую информационную кампанию для населения. Ситуация также явно требует активного противодействия властей разных уровней и межведомственной координации усилий.
Наиболее очевидные меры уже принимаются. «Чтобы эффективно противодействовать этому злу, мы начали привлекать сотовые компании к административной ответственности, речь идет о крупных штрафах. Компании, которые видят, что из-за рубежа поступает подозрительный звонок, и при этом допускают подмену номера, теперь несут серьезные финансовые потери. В прошлом году было пять таких административных дел. В результате сами операторы начали отсекать большинство сомнительных звонков», — рассказал изданию «Петербургский дневник» прокурор Санкт-Петербурга Виктор Мельник.
В августе следующего года вступит в силу закон, который обяжет российские банки проверять все денежные переводы физических лиц и в течение 30 дней возмещать гражданам похищенные средства, если они были переведены без добровольного согласия клиента. «Банки и другие операторы обязаны будут не только тщательнее проверять подозрительные переводы, но и принимать меры, чтобы средства граждан к мошенникам не попадали. А тем банкам, которые будут пренебрегать этими обязанностями, придется возвращать людям украденные деньги», — заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Эксперты призывают активнее работать на опережение. «С развитием искусственного интеллекта скоро нам будут звонить и голосом близких разговаривать. Нужно единое окно, единая точка входа — чтобы, когда мошенники нас пытаются „развести“, можно было туда обратиться. Это может быть по-разному организовано технологически. Главное — это быстро отсечь и быстро понять, что это мошенники, потому что человек сам иногда не в состоянии это сделать», — говорит директор Института системного программирования им. В. П. Иванникова РАН Арутюн Аветисян. По его словам, в России достаточно технологических компаний, которые вместе с государством могут создать такой сервис.
При этом в Минфине считают, что банки должны разделять с клиентами потери от мошенников. Директор департамента финансовой политики Министерства финансов Иван Чебесков, выступая в середине ноября на конференции «Территория финансовой безопасности» призвал мотивировать банки к тому, чтобы более активно участвовать в борьбе с мошенничеством. «Статистика очень плачевная, по-моему, только порядка в пяти процентах случаев реально удается доказать, что гражданину можно возвращать деньги», — сказал он, добавив, что будет социально справедливым, если банки в определенной степени тоже начнут брать за это ответственность.
Как бы то ни было, основные правила безопасности пока остаются все те же:
«Все очень просто. Доверяй, но проверяй. Если кто-то звонит незнакомый с незнакомого номера, лучше перезвонить в свой банк и перепроверить. Это такие, стандартные вещи — не вестись на какую-то наживу, не вестись на какие-то страхи-ужасы. Обычно мошенники играют на чувствах или на желании приобрести что-то незаслуженно», — резюмировал вице-губернатор Санкт-Петербурга Алексей Корабельников, отвечая на вопрос о борьбе с телефонными мошенниками.
Борис Мартынов