Posted 18 ноября 2023, 14:28
Published 18 ноября 2023, 14:28
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
В 01:00 18 ноября по решению правительства Финляндии временно закрылись четыре пункта пропуска на российско-финской границе — «Ваалимаа», «Иматра», «Ниирала» и «Нуйямаа», самые близкие к Петербургу и наиболее востребованные у россиян. Причина — возросший поток мигрантов: по данным финских властей, за последнюю неделю на границу прибыли 280 «просителей убежища». Заехать через границу на юго-восток страны и выехать нельзя ни на личном, ни на коммерческом транспорте. Ограничения будут действовать три месяца. Однако, как отмечено в постановлении финского правительства, данные меры могут «меняться или отменяться» — в зависимости от ситуации.
Теперь попасть в Суоми удастся лишь через расположенные на границе с Карелией погранпереходы «Вартиус» и «Куусамо» или через «Салла» и «Райа-Йоосеппи» на границе с Мурманской областью. Что касается беженцев, то рассматривать их документы будут централизованно — и только на КПП «Вартиус» и «Салла».
В пограничном кризисе Хельсинки винит Москву: якобы со стороны России на границу пребывают люди с ненадлежащими документами, в том числе африканцы и арабы. На размещенных в финских СМИ фото можно рассмотреть некоторое количество людей с характерным цветом кожи. Впрочем, какого-либо массового наплыва, как уверяют пересекавшие границу в последние дни петербуржцы, у КПП не наблюдалось. Видели до десятка человек, которые приезжали на велосипедах (с этим, вероятно, и был связан ранее показавшийся странным запрет пересекать на них границу). Однако ничего похожего на миграционный кризис на границах Белоруссии со странами ЕС 2021 года, когда толпы приезжих из Ирака, Сирии и Афганистана штурмовали защитные барьеры, нет и в помине.
В тематических Telegram-каналах петербуржцы пишут, что искатели лучшей жизни прилетают с родины в Москву или Петербург, затем добираются до Выборга, откуда до КПП «Брусничное» («Нуйямаа»), Торфяное («Ваалимаа»), «Светорогск» («Иматра») всего 30-50 км. Их преодолевают на попутках, а последние километры — на велосипедах, которые можно купить на трассе.
Объясняя ограничения на границе, финский премьер Петтери Орпо утверждал, что российская сторона пропускает в Финляндию иностранцев без разрешительных документов на въезд. Российский МИД устами своего официального представителя Марии Захаровой подобные заявления назвал безосновательными и обвинил Хельсинки в распространении дезинформации.
Случайно или нет, но претензии по мигрантам стали озвучиваться после отмены РФ соглашения о содействии приграничному сотрудничеству с Финляндией. Формально оно не связано с пограничным контролем. Однако, по мнению финской стороны, ранее российские пограничники не пропускали в нейтральную зону людей без действующей визы ЕС, а теперь ситуация изменилась.
Неизвестно, однако, каким образом закрытие КПП поможет противостоять нелегалам: они попросту поменяют маршрут, хотя добираться до заветного окошка финского пограничника, чтобы запросить убежища, станет дольше и дороже. Да и разбираться с рассредоточенными по нескольким погранпунктам просителям убежища в теории должно быть легче. Сейчас же, как отмечают пользователи соцсетей, запрет фактически уравнял значительное число законопослушных граждан с немногочисленными нелегалами, закрыв для них возможность перемещения. И дружественным это жест точно являться не может.
Судя по комментариям, решение финских властей больно ударило по жителям приграничных населенных пунктов, русско-финским семьям, студентам, а также петербуржцам, которые привычно купили билеты, чтобы вернуться из Европы в родной город через Финляндию. Недовольны и финские водители — несмотря на угрозу отмены виз, некоторые по-прежнему приезжали на приграничные российские АЗС в Светогорске, чтобы заправиться дешевым бензином.
Примечательно, что проблемы для простых граждан признает и официальный Хельсинки. По словам министра обороны Антти Хяккянена, решение о частичном закрытии границ усложнило положение людей с двойным гражданством. «Конечно, мы постараемся смягчить эти трудности, но мы не пойдем на компромисс в отношении нашей главной цели — нашей собственной защиты», — подчеркнул глава военного ведомства Суоми.
Сейчас выехать из Финляндии можно через упомянутые «северные» КПП. Однако на машинах с российскими номерами сделать это не получится, а автобусные рейсы остались в прошлом, «закрывшись» вместе с юго-восточными переходами. Еще один пока работающий и даже довольно бюджетный вариант — паром из Хельсинки до Таллина, откуда автобусом за пару часов можно добраться до Северной столицы. Однако рассчитывать, что он просуществует долго, не приходится — ранее руководитель пограничной службы Вейко Коммусаар заявил, что в Эстонии следят за ситуацией и, если потребуются, готовы пойти на полное или частичное закрытие границы с РФ. Кроме этого, довольно быстро, но дорого можно прилететь в Россию через Стамбул.
Таможенный пост МАПП «Люття» («Вартиус» в Финляндии) работает с понедельника по четверг с 09:00 до 17:00, с пятницы по воскресенье — с 09:00 до 19:00. МАПП «Суоперя» («Куусамо») — по будням с 09:00 до 16:00. Таможенные посты «Салла» и «Лотта» («Райя-Йоосеппи») работают ежедневно с 11:00 до 15:00.
Въехать в Суоми можно через Петрозаводск — прямым автобусом до Хельсинки через МАПП «Вартиус», а также на машине с нероссийскими номерами, имея основание для въезда. Также можно доехать до карельской Костомукши на поезде, а зетем преодолеть 30 км до того же КПП. Еще один путь — перелет в Ереван, оттуда — в Европу, далее — в Финляндию, благо пограничного контроля между странами Евросоюза нет. Однако все это займет значительное количество времени, сил и денег.
Между тем в субботу днем в центре Хельсинки прошел митинг против закрытия границ с Россией, собравший около 300 человек, а петицию на сайте adressit.com против прекращения погрансообщения между РФ и Финляндией к моменту публикации этого материала подписали около 9,5 тыс. человек. Как отмечает автор обращения, решение властей противоречит правам человека, поскольку разрушает семейные узы людей, имеющих родственников по обе стороны границы. При этом закрывать КПП было незачем — «нелегальные беженцы могут быть направлены от границы до станции, где рассматриваются заявления о предоставлении убежища».
Ирина Калинина