Posted 23 октября 2023, 07:45

Published 23 октября 2023, 07:45

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Переобуться, чтобы не улететь: в Петербург пришло время зимних колес

23 октября 2023, 07:45
«Росбалт» рассказывает о том, как меняется шинный бизнес, и напоминает о введении штрафов за резину не по сезону.

В европейской части России бесповоротно установилась холодная погода. По прогнозу Северо-Западного управления Росгидромета, в ближайшие три дня в Санкт-Петербурге температура воздуха днем будет колебаться от +2 до +4 градусов, ночью возможны заморозки до -2 градусов. Ожидаются небольшие осадки в виде дождя и мокрого снега, а ночью и утром на дорогах местами возможно появление гололедицы. Так что для автомобилистов, раздумывающих, пришло ли время менять ли резину на зимнюю, или можно еще подождать, прозвучал четкий сигнал «теперь точно пора!»

День жестянщика? Я не отмечаю!

Даже если кажется, что вам известны все капризы питерской погоды, тянуть с заменой колес не стоит. Оказаться на летних шинах на асфальте, покрытом коркой льда из-за внезапного ночного заморозка, — страшный сон даже для опытного водителя. Тем не менее статистика ДТП показывает, что беспечные люди не переводятся, и вряд ли кто-то сможет вспомнить год, в который не случился бы пресловутый «день жестянщика» — массовые аварии, вызванные резким ухудшением погоды.

В памятке МЧС для автомобилистов тремя основными факторами опасности использования летних шин зимой называются риск выезда автомобиля с дороги вследствие заноса, увеличение тормозного пути и повышение вероятности опрокидывания машины. Зато тем, кто своевременно сменил колеса с летних на зимние, это позволит не только уверенно справляться с сюрпризами на дорогах, но и сохранить деньги, а главное — здоровье и даже, может быть, жизнь.

Полезный совет: готовя машину к зиме, проверьте износ шин. При этом надо помнить, что если у летних покрышек высота протектора должна составлять не менее 1,6 мм, то для зимних правила строже — у них должно оставаться не менее 4 мм. Также не лишним будет залить в бачок омывателя незамерзающую жидкость — что называется, «чтобы два раза не вставать».

В новый сезон с новыми штрафами

В правилах для автомобилистов в России этой осенью появилось важное изменение, о котором много говорили в предыдущие годы. C 1 сентября вступило в силу постановление правительства РФ, согласно которому водителей можно будет штрафовать, если на транспортном средстве категорий M1 и N1 (легковые автомобили и грузовые автомобили полной массой не более 3,5 тонн) не установлены соответствующие сезону шины.

При этом стоит отметить, что поскольку «зимним периодом» официально считаются три календарных месяца — декабрь, январь и февраль, сотрудники ГИБДД получат право штрафовать за летнюю резину только с 1 декабря этого года.

«Наказывать рублем» будут по хорошо известной статье 12.5 КоАП («управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»), сумма штраф по которой составляет 500 рублей. На ту же сумму водителя накажут, если зимние шины (в том числе с шипами) установлены не на все четыре колеса.

А что насчет «липучки»?

Зимние нешипованные шины, в просторечии называемые «липучкой» (хотя их научное называние «фрикционные»), в России можно использовать круглый год. С таким разъяснением выступил начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников.

«Липучая резина может использоваться хоть когда. Вопросов к ней нет», — сказал он на брифинге в начале сентября. Правда, при движении на «липучке» летом она сильно изнашивается, так что ее использование имеет смысл только зимой.

Стоит отметить, что в техническом регламенте Таможенного союза, членом которого является Россия, уже давно прописано правило, согласно которому в зимний период допускается устанавливать на автомобиль как шины с шипами, так и «липучку». Главное, чтобы покрышки имели маркировку «М+S», «M& S» или «M S».

Отправьте колеса «погостить»

Хотя многие автолюбители предпочитают менять резину самостоятельно, особенно если есть колеса в сборе, это довольно ответственная процедура, и тем, у кого нет нужного опыта, все же лучше доверить ее профессионалам. Тем более, если нужны сопутствующий ремонт и балансировка.

Цены на шиномонтаж в Санкт-Петербурге, с которыми ознакомился «Росбалт», начинаются примерно с 1600 рублей за снятие/установку комплекта из четырех колес R13 и растут в зависимости от радиуса. Кроме того, придется доплатить, если у шин низкий профиль или есть датчики RunFlat. Дополнительно доступны мойка колес (около 150 рублей за комплект) и утилизация ненужных покрышек (от 200 рублей за штуку).

Те, кто опасается встрять в очередь в «горячий сезон», могут найти сервис с онлайн-записью. Или же воспользоваться услугой выездного шиномонтажа (это плюс еще примерно 1500 рублей к общей цене).

При этом все большую популярность набирает услуга сезонного хранения шин. Плюсов тут несколько. Прежде всего, колеса больше не будут занимать место в подсобке или на балконе. Кроме того, шины будут находиться под охраной, в застрахованном от пожара помещении и с соблюдением всех правил хранения.

В таких «шинных отелях», как правило, доступен полный комплекс услуг по шиномонтажу, а когда вы будете забирать свои колеса, вам их выдадут чистыми и в фирменных пакетах. Стоимость хранения на срок полгода составляет примерно около 700 рублей за шину и 800 рублей за колесо в сборе.

Ассортимент стал меньше, но дефицита нет

Несмотря на сложную ситуацию с автозапчастями, вызванную санкциями и уходом западных производителей автомобилей и комплектующих, дефицита шин на рынке нет. Да, ассортимент сокращается, однако уровень предложения удается поддерживать как за счет отечественного производства, так и параллельного импорта. Активно наращивают экспортные поставки компании из Китая, которые уже заняли около 12% российского рынка автошин.

В самой России работает несколько крупных заводов — Ярославский шинный завод (бренд Cordiant), «Омскшина» (бренд TyRex), «Нижнекамскшина» (бренды Kama, Viatti), Алтайский шинный комбинат (бренд Nortec), АО «Волтайр-Пром» и другие.

Завод немецкой фирмы Continental Калужской области весной этого года приобрел холдинг S8 Capital, который намерен провести ребрендинг и перезапустить производство. Этот же холдинг проявлял интерес к заводу Bridgestone в Ульяновской области. Завод японской компании Yokohama в Липецкой области после вынужденной приостановки в августе прошлого года из-за сложностей с логистикой возобновил работу. Никуда не делись заводы итальянской компании Pirelli в Воронежской и Кировской областях, а французская Michelin продала свой завод в Московской области дистрибьютору «Пауэр Интернэшнл Тайрс».

Что касается бывшего завода финской компании Nokian Tyres во Всеволожске Ленинградской области, то его приобрела компания «Татнефть», которая решила выпускать там шины под брендом Ikon Tyres.

А что с ценами?

Самую дешевую новую зимнюю покрышку типоразмера 195/65 R15 российского производства в Санкт-Петербурге можно найти по цене чуть более 4000 рублей. Импортные шины существенно дороже, особенно если речь идет о редких размерах.

В целом средневзвешенная стоимость шипованных зимних шин за год увеличилась на 14% (до 6650 рублей), в то время как нешипованная резина подорожала на 8% (до 6180 рублей). При этом по итогам 2022 года продажи всесезонных и зимних шин в РФ сократились на 14% до 4,2 млн штук (данные ЦРПТ).

В августе этого года в Минпромторге РФ сообщили, что выпуск зимних шин осуществляется в летний период, так что их производство фактически завершено. Отметив, что наиболее массовый бюджетный сегмент зимних шин представлен брендами отечественных или локализованных на территории России производителей, в министерстве заверили, что ни ослабление рубля, ни рост цен на импортный натуральный каучук не окажет существенного влияния на себестоимость автопокрышек.

Проверяйте шины по QR-коду

Автомобильные покрышки входят в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. С 1 марта 2021 года производители, импортеры, оптовики и розничные магазины по продаже шин должны наносить на них QR-код с информацией о сроке годности, составе, производителе и стране происхождения, зарегистрированный в государственной системе «Честный знак». Тем самым подтверждаются качество и безопасность товара.

По данным онлайн-мониторинга системы «Честный знак», маркировку используют уже более 30 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в обороте автомобильных шин и покрышек.

Подробнее ознакомиться с этой системой и скачать приложение для проверки товаров с маркировкой «Честный знак» можно по этой ссылке.

Кроме того, в минувшую пятницу правительство РФ утвердило решение, дающее возможность проверки подлинности товаров с помощью портала «Госуслуги», который будет обмениваться информацией с системой «Честный знак». Для проверки товара нужно нажать кнопку «Госкан» в приложении «Госуслуги» и навести камеру смартфона на OR-код на упаковке.

Михаил Макаров

Подпишитесь