Posted 2 октября 2023, 07:05
Published 2 октября 2023, 07:05
Modified 1 февраля, 20:32
Updated 1 февраля, 20:32
В конце сентября в Санкт-Петербурге умер иеромонах Валентин Соломаха, которого пару месяцев назад сбил самокатчик. Священнику понадобилась тяжелая операция, от которой он так и не оправился.
К сожалению, электросамокаты, которые упростили не только жизнь, но и бизнес в городе, имеют серьезный побочный эффект в виде травматизма. По данным МВД России, за первые полгода 2023-го число аварий с участием средств малой мобильности (СИМ) увеличилось на 182% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В абсолютных цифрах это 1043 происшествия по всей стране. Правда, речь тут не только о самокатах, но еще и моноколесах, сегвеях и других новомодных приспособлениях, но, конечно, электросамокаты являются наиболее распространенными. Погибли 12 человек — на 100% больше, чем в прошлом году, причем среди погибших один ребенок; ранения получили 1082 человека (рост на 183,2%), среди них 432 ребенка.
Интересно, что лидером среди регионов по аварийности стала Москва — 238 аварий, а вот далее идет Пермский край — 68 аварий, Тюменская область — 66 аварий и только потом Санкт-Петербург — 64 происшествия.
И неправы те, кто всю вину за аварийность перекладывает на кикшеринговые сервисы — с их самокатами произошло 45,3% аварий, а 49,6% принадлежали физическим лицам.
Но вся эта статистика явно неполная. Большинство мелких происшествий никак не фиксируется, а пострадавшие лечатся амбулаторно.
Поэтому неудивительно, что проблема встала настолько остро, что ее обсуждение перешло на уровень Общественной палаты и Совета по правам человека при президенте. Там констатируют, что принятые в ПДД поправки не работают. Видимо, поэтому общественность вносит радикальные предложения о запрете передвижения по городу при помощи СИМ. Например, в Москве этот вопрос предлагалось вынести на тестовое голосование перед мэрскими выборами для проверки работоспособности ДЭГ. Кроме того, фракция КПРФ в Мосгордуме неоднократно предлагала поставить вопрос на голосование на сервисе «Активный гражданин». Любые опросы при этом показывают, что москвичи выступают если не за тотальный запрет, то как минимум за ограничения передвижения строго по специально отведенным местам, где самокатчики не будут мешать пешеходам.
Пока такие предложения не проходят, но в Москве полиция уже начала штрафовать нарушителей, которые либо едут на одном самокате вдвоем или даже втроем, любо, например, несутся по зебре. В то же время понятно, что ГИБДД за каждым из них не уследит. В Питере пока о штрафах самокатчикам не слышно.
Очевидно и то, что полностью запретить использование электросамокатов и моноколес невозможно. Даже запрет сервисов проката не помешает гражданам покупать их в собственность. К тому же кикшеринг можно обязать ограничивать скоростной режим, а вот с личными самокатами такой номер не пройдет.
При этом еще важно понимать, что СИМ — уже не развлечение, а, скорее, бизнес. На них передвигаются курьеры и те, кому по работе необходимо много перемещаться в пространстве. Значит, закрыть эти средства передвижения в специально отведенных зонах отдыха не получится.
Откровенно говоря, я бы запретил вовсе передвигаться на СИМ в городских условиях. Но время, когда можно было принять это решение, увы, прошло. Поэтому остается только создавать инфраструктуру, чтобы самокатчики и пешеходы не пересекались. Например, пресловутые велодорожки. Но опять же — они не везде возможны, значит, там можно предписать катить самокат рядом с собой. Однако возникает вопрос: готовы ли граждане эти правила соблюдать?
Для решения этого вопроса в последнее время предлагается обязать регистрировать электросамокаты, получать номера, чтобы вычислять нарушителей по камерам, как автомобилистов. Пока все на уровне идеи, причем слишком дорогой.
В любом случае очевидно, что оставлять все как есть сейчас нельзя. Происшествие в Санкт-Петербурге показывает необходимость регулирования передвижения на самокатах и прочих СИМ. И похоже, что это потребует не точечных изменений и штрафов, а радикального переосмысления ПДД. Потому что на дорогах, помимо пешеходов и автомобилистов, появился третий полноправный участник. Однако и тут не помогут репрессивные нормы, которые граждане быстро научатся обходить. Необходим диалог с обществом и учет интересов всех участников дорожного движения. В Питере проблема уже точно созрела.
Кирилл Шулика