Posted 27 сентября 2023, 12:44
Published 27 сентября 2023, 12:44
Modified 30 марта, 08:12
Updated 30 марта, 08:12
Одним из ключевых вопросов для развития инфраструктуры в России является совершенствование системы государственной поддержки, убеждены эксперты. В частности, как отметил на Российской неделе ГЧП заместитель генерального директора ДОМ.РФ Артем Федорко, в текущих условиях необходима донастройка мер субсидирования.
Проекты строительства инфраструктуры не всегда быстро находят инвесторов, поскольку часто имеют длительные сроки реализации и окупаемости. Поэтому, по мнению экспертов, нужны финансовые инструменты для привлечения на рынок ликвидности, удешевления стоимости проектов, а также выравнивания рисков застройщиков и инвесторов. В России таким механизмом стали инфраструктурные облигации — один из элементов федерального проекта «Инфраструктурное меню».
«Наш механизм состоялся: мы видим интерес к нему и со стороны регионов, и со стороны застройщиков, и со стороны конечных инвесторов. Важно, чтобы он развивался и масштабировался, чтобы рост объема выпусков и, как следствие, ликвидности приводил к более доступному финансированию. При этом размер субсидии может быть гибким, особенно в условиях высокой ключевой ставки», — сообщил Артем Федорко.
По его мнению, для стабильного развития экономики инструменты субсидирования должны носить контрциклический характер. В ситуации, когда растут проинфляционные риски, повышается уровень процентных ставок и снижается доступность кредитов, поддержка государства через механизм инфраструктурных облигаций логична, так как обеспечит большим долгосрочным проектам стабильность и сохранит интерес инвесторов. При этом объем поддержки, необходимый для продолжения реализации механизма инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ, должны определить в Минфине.
Ранее президент РФ Владимир Путин по итогам совещания, посвященного развитию строительной отрасли, поручил до 1 октября 2023 года предусмотреть бюджетные ассигнования на финансирование расходов специализированных обществ проектного финансирования на выплату процентного (купонного) дохода в объеме, необходимом для увеличения лимита по инфраструктурным облигациям, до 300 млрд руб.
Как оператор программы инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ на рыночных условиях выпускает ценные бумаги, покупателями которых становятся банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и частные инвесторы. Уже размещено шесть выпусков облигаций на общую сумму 90 млрд руб. Полученные средства направляются на строительство объектов инфраструктуры для жилья и развития городов на срок до 30 лет по ставке, субсидируемой из бюджета на размер ключевой ставки. Финансирование одобрено уже по 45 проектам в 23 регионах, общая сумма займов по ним превышает 145 млрд руб.
Один из примеров применения механизма инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ — строительство нового трамвайного депо как части проекта линии «Славянка» в Санкт-Петербурге. Будущая трамвайная линия протяженностью 21 км пройдет от Балканской площади через поселок Шушары до микрорайона Славянка. Это комплексный проект, который предполагает не только строительство путей и современного автоматизированного трамвайного депо, но и сооружение трех мостов, четырех путепроводов, остановочных павильонов и конечных остановочных пунктов. На его реализацию ДОМ.РФ направит более 17 млрд руб.
Проект в Санкт-Петербурге — первый в инфраструктурном портфеле ДОМ.РФ, в рамках которого за счет льготного займа будет не только создана соответствующая инфраструктура, но и приобретены 22 современных трамвая.
Строительство трамвайной сети уже началось, в нем заняты более 1500 человек, заказами будут обеспечены компании из нескольких смежных отраслей и ИТ-сферы. Завершить работы планируется в 2025 году.