Posted 5 марта 2023, 07:02
Published 5 марта 2023, 07:02
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Во многих российских городах в конце февраля прокатилась волна столкновений несовершеннолетних участников субкультур — «ЧВК Редан» и так называемых «оффников». Некоторые из них закончились задержаниями. Например, в Петербурге после массовой драки в ТЦ «Галерея» в отделах полиции оказались более 200 подростков. Неудивительно, что на таком фоне тема молодежных субкультур снова привлекла к себе всеобщее внимание — ситуацией даже всерьез заинтересовались в Госдуме и Кремле.
Чем вызвана агрессия представителей субкультур и как можно сбить ее градус, обсуждали участники круглого стола, который прошел в медиацентре «На Марсовом поле».
Стремление принадлежать к той или иной субкультуре в подростковом возрасте — совершенно нормально, убеждена психолог, педагог и геймдизайнер Ирина Беляева. Так молодые люди пытаются понять себя и найти сверстников со схожей системой ценностей. При этом субкультуры могут быть самыми разными: построенными на спорте, музыке, мультфильмах и компьютерных играх. В том числе это могут быть онлайн-субкультуры.
«Если в девяностые годы подростки взаимодействовали „во дворах“, то сегодня дети общаются в сети. Еще недавно история с „ЧВК Редан“ была большим мифом, а потом внезапно перенеслась в реальность», — рассказала Беляева. По мнению психолога, волна столкновений несовершеннолетних участников субкультур, в том числе «ЧВК Редан», — маркер существующего в молодежной среде напряжения.
В свою очередь, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Ирина Иванова отметила, что на поведение молодежи влияет недоступность многих видов досуга.
«Мы живем в большом городе, но многим детям совершенно некуда пойти, — отметила она. — Посмотрите на их „тусовку“ — четырнадцатилетние ребята собираются кучками, сидят на детских площадках или проводят время на фудкортах. Последние двадцать лет мы всеми семьями ходим в торговые центры, и взрослые передали эту привычку подросткам. Билеты в театр стоят безумных денег. Поход в кино — тоже недешевое развлечение, один попкорн стоит сотни рублей. Давайте говорить честно — у большинства подростков нет таких средств».
По мнению Ивановой, более активно работать с детьми должны и профильные государственные организации, например, Росмолодежь. В том числе в их обязанности должна входить профилактика агрессивного поведения молодежи.
Участники круглого стола отметили, что взрослые зачастую просто не прислушиваются к подросткам — причем как в семье и школе, так и в госучреждениях.
Представитель профсоюза «Учитель» Юлия Маркова привела пример, как студенты Академии управления городской средой, градостроительства и печати активно выступали за сохранение своего учебного заведения. Молодые люди организовывали пикеты, писали обращения в органы государственной власти. Но их позицию просто игнорировали.
«Эти ребята были патриотами, которые боролись за свое будущее. Когда они стояли с плакатами, к ним подходили молодые люди из протестных организаций и спрашивали, против кого они. А студенты просто хотели, чтобы не закрыли их техникум. Пока мы на всех уровнях не будем слышать умную, думающую, переживающую за свое учебное заведение, за свой город, за свою страну молодежь, — мы будем постепенно ее терять. Она пойдет туда, где ее услышат. Давайте что-то делать в этом направлении», — призвала Маркова.
По словам Ирины Беляевой, современные подростки нередко чувствуют, что не могут повлиять на ситуацию вокруг них. Они признаются психологам, что не знают, что будет происходить завтра, и не понимают, как им себя вести.
«И тут уже и анимешники, и ЗОЖники, и кто угодно расстроится и выйдет на улицы. Кстати, аниме само по себе — не агрессивная культура, у нее просто очень много поклонников среди подростков, потому что проблемы и желания героев похожи на их собственные», — сказала Беляева.
Ирина Иванова считает, что проблема не с подростками — «болеет» само общество: «Мне кажется, что многие дети сегодня ощущают безысходность. Я нередко в глазах у многих молодых людей вижу тоску. И я понимаю, что эта тоска везде — и в образовании, и в семье». Депутат отметила, что сегодняшняя система взаимоотношений общества и подростка находится в плачевном состоянии и требует серьезного пересмотра.
Кроме того, по ее мнению, следует опасаться, что «недовольство» различных групп молодежи могут использовать умелые политические манипуляторы: «Есть „темные умы“, которым это под силу. Вот что страшного. Вот о чем мы с вами должны подумать».
По словам Ирины Беляевой, изменить поведение молодежи с помощью запретов не получится. Единственный эффективный способ повлиять на подростка — восстановить отношения с ним.
«Чтобы начать разговаривать — нужно слушать. С самого начала нужно верить ребенку и в его благое намерение. Тем более что современные подростки лучше, чем мы были в их возрасте. Они добрее, этичнее, эмоционально тактичнее. Это долгая история, и всего один раз пообщавшись, доверия не добиться. Возможно, взрослому самому стоит обратиться к психологу или в группу поддержки», — сказала эксперт.
Беляева посоветовала родителям посмотреть фильмы и поиграть в игры, которые любят их дети. При этом, если взрослые окажутся шокированы контентом, который потребляет ребенок, показывать свою реакцию нельзя: «Стоит вспомнить, что это ваш ребенок и вы его любите. Все родители хотят, чтобы он был свободной личностью. Так вот он сделал свой выбор. Можно сходить к знакомому, коллеге, психологу и поговорить о своих реакциях — слить эмоции. А потом нужно попытаться узнать, что именно видит подросток в этих произведениях. Может быть, совсем не то, что увидели вы. Помните — когда мы выдаем свой ужас, мы пугаем ребенка».
По мнению Юлии Марковой, ситуация в семье имеет огромное влияние на поведение детей. Однако после поступления в вуз или колледж они получают новый статус и отдаляются от семьи. Студент считает себя более самостоятельным, у него появляются другие авторитеты — преподаватели и студенты старших курсов.
«Никто не снимает с преподавателя воспитательную задачу. Он не должен оставлять ребенка в одиночестве, если у того возникли проблемы с учебой или коллективом. Бывает, что студенты рассказывают преподавателям и о своих домашних проблемах. Такие отношения нужно беречь. Порой мы знаем о сложностях ребят даже больше, чем их родители», — подчеркнула она.
Ирина Беляева также отметила, что сегодня в сети существует множество групп, посвященных самым разным интересам. Однако гадать, какие из них могут в будущем стать новыми «ЧВК Редан», — затея бессмысленная.
«Мы должны понять, что необходимо преодолеть коммуникативный разрыв. Дети сами могут рассказать взрослым о молодежной культуре. Нужно говорить с подростками и на уровне города, искать места, где можно вести такой диалог и поддерживать всех его участников — и родителей, и подростков, и учителей», — считает психолог.
Николай Кошкин