Posted 20 февраля 2023, 10:01

Published 20 февраля 2023, 10:01

Modified 1 февраля, 19:53

Updated 1 февраля, 19:53

Мальчики — защитники, девочки — украшение?

20 февраля 2023, 10:01
Споры, как должны вести себя идеальные мужчина и женщина, человечество ведет давно и с переменным успехом.

«Мальчики не плачут», «Настоящие мужчины так себя не ведут», «Будешь неряхой — муж родителям вернет», «Муж — голова, жена — шея». Поговорок, культивирующих гендерные стереотипы, в нашей культуре (как и в других) пруд пруди. Но уместны ли в развитом обществе, в котором нет нужды загонять мамонта и поддерживать огонь в пещере, шаблонные представления о мужественности и женственности?

Правильные и неправильные

Споры, как должны вести себя идеальные мужчина и женщина, человечество ведет давно и с переменным успехом. Копья на академическом и не только поле ломают по поводу равенства, дискриминации инаковых людей, не вписывающихся в заданные консервативной традицией рамки, и стереотипов, которые в конечном итоге мешают нам быть успешными и счастливыми.

Нужно ли современному обществу жесткое разделение на мужское и женское, в петербургском арт-пространстве mArs на заседании Дискуссионного клуба «Почему все не так?» поспорили кандидат социологических наук, сотрудник факультета социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Ася Новкунская и историк Даниил Коцюбинский.

Коцюбинский начал с рассуждений о том, что человек изначально не свободен, и факторов этой несвободы очень много. Среди них — физические законы природы, пол и первичная социализация, которую каждый человек проходит до 15-20 лет. Все это в конечном итоге влияет на его формирование как личности.

«Крупнейший философ и этнолог XX столетия, создатель структурной антропологии Клод Леви-Стросс считал, что человек научается мыслить и становится человеком исключительно на базе так называемых бинарных оппозиций. День — ночь, животное — человек, свой — чужой, добро — зло. И едва ли не самой ранней и самой важной для человека оказываются оппозиции „папа — мама“, „мужчина — женщина“, — отметил историк. — Этот бинарно-оппозиционный тип мышления помогает человеку осознать, где он, а потом — увидеть, что находится между полюсами и простраивать свою жизнь так, как он хочет. Эти вехи нужны».

В том числе, уверен Коцюбинский, у человека должно быть представление о том, как выглядят и ведут себя «правильные» мужчина и женщина. Первый по природе инициативен, амбициозен, агрессивен, вторая — поддерживающая, миролюбивая, аккуратная. И эти роли им органичны.

«Мужское и женское, культурно существуя и проявляясь, формируя поведения большинства, помогают человеку быть счастливее. Агендерность и попытки переконструировать представления о поле и гендере ведут к напряжению», — высказался Коцюбинский.

Этот тезис, настаивает эксперт, никак не означает, что инакие люди должны подвергаться дискриминации.

«В то же время игра в раздачу привилегий инаковым, как и всякая революция, чревата реакцией. Если мы хотим защитить людей от социальной агрессии, не надо переводить позитивную дискриминацию в правовую плоскость», — заявил историк.

Путь к исключению из общества

Ася Новкунская возражает: жесткие представления о феминности и маскулинности рано или поздно приводят к стереотипизации и начинают работать как дискриминационный механизм.

«Прежде всего для тех, кто не чувствует себя комфортно и счастливо в этой системе рамок, где мальчики — всегда защитники, мужественные и амбициозные, а девочки — охраняют домашний очаг. Всех, кто с этим не согласен, как бы исключают из общества», — отметила Новкунская.

Социолог напомнила, что если пол обусловлен набором биологических характеристик, то гендер — набором социальных. И существует множество различных форм социальной жизни, культур и идентичностей, которые показывают, что пол и гендер связывают не два возможных способа.

«То, как должны себя вести мальчики и девочки — далеко не консистентный, не одинаковый набор правил, норм и ожиданий. Даже в рамках российского общества. Возьмите семью военного и семью священника — их сыновья будут проходить различную социализацию и усваивать разные установки», — привела пример Новкунская.

Социолог полагает, что любая норма в итоге превращается в некую систему принуждения, и что люди были бы гораздо счастливее, если бы над ними не довлели представления об идеальных мужчинах и женщинах, а добавлялись и другие формы женственности и мужественности.

Вечные вопросы

Какой бы стройной ни казалась концепция Даниила Коцюбинского, большинство вопросов из зала было обращено к нему.

  • В какой момент происходит смычка между физиологией (полом) и культурой (гендером), когда появляется четкая установка, что один должен воевать, а другая — варить ему борщи? Не сразу же люди рождаются в военной форме и в передниках?
  • Действительно ли поведение человека всегда биологически определено, или на него воздействует культура? Но что, если исходить из позиций конструктивизма, где культура — это продуцируемое нами непрерывное нечто, которое зависит от нас самих?
  • Если базовая модель поведения для мальчика — это отец, то как быть тем, у кого его нет? В 2017 году детский омбудсмен Анна Кузнецова сообщила, что треть российских семей (5 млн из 17 млн) приходится на матерей-одиночек с детьми. И какую же гендерную роль тогда выполняет его мать — и мужскую и женскую одновременно? Насколько она в таком случае «неправильная» женщина?
  • Как быть с другими культурами, где эта нормативная модель переворачивается с ног на голову — например, матриархальными обществами? Народом мосо в китайских провинциях недалеко от границы с Тибетом, минангкабау в индонезийской провинции Западная Суматра или аканами в республиках Гана и Кот-д’Ивуар. Кстати, на Фарерских островах функции воительниц и добытчиц на себя так же брали женщины.
  • Какой смысл в гендерных ролях в современной неолиберальной экономике, которой нужны не хранительницы домашнего очага, а ученые, врачи, программисты и учителя? Когда женщины и мужчины работают по 8 часов, а затем в один клик заказывают себе доставку из ресторана и услуги клининга, оплачивая счета пополам?
  • Разве становятся женщины счастливее в рамках этих бинарных представлений о должном и органичном, если без конца утыкаются в «стеклянный потолок», пытаясь построить карьеру — лишь из-за того, что начальство подозревает их в намерении уйти в декрет?
  • Почему нельзя оставить мужчине право зарабатывать деньги и защищать, женщине — выражать свою любовь к нему готовкой и уборкой? И при этом — оставить им право меняться ролями и жить так, как им комфортно?

На часть из этих вопросов ответы были даны, но все же, учитывая особенности российского законодательства, мы оставляем за собой право открытого финала, а вам — возможность ответить на них самим.

Софья Иванова

Подпишитесь