Posted 20 февраля 2023, 10:01
Published 20 февраля 2023, 10:01
Modified 1 февраля, 19:53
Updated 1 февраля, 19:53
«Мальчики не плачут», «Настоящие мужчины так себя не ведут», «Будешь неряхой — муж родителям вернет», «Муж — голова, жена — шея». Поговорок, культивирующих гендерные стереотипы, в нашей культуре (как и в других) пруд пруди. Но уместны ли в развитом обществе, в котором нет нужды загонять мамонта и поддерживать огонь в пещере, шаблонные представления о мужественности и женственности?
Споры, как должны вести себя идеальные мужчина и женщина, человечество ведет давно и с переменным успехом. Копья на академическом и не только поле ломают по поводу равенства, дискриминации инаковых людей, не вписывающихся в заданные консервативной традицией рамки, и стереотипов, которые в конечном итоге мешают нам быть успешными и счастливыми.
Нужно ли современному обществу жесткое разделение на мужское и женское, в петербургском арт-пространстве mArs на заседании Дискуссионного клуба «Почему все не так?» поспорили кандидат социологических наук, сотрудник факультета социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Ася Новкунская и историк Даниил Коцюбинский.
Коцюбинский начал с рассуждений о том, что человек изначально не свободен, и факторов этой несвободы очень много. Среди них — физические законы природы, пол и первичная социализация, которую каждый человек проходит до 15-20 лет. Все это в конечном итоге влияет на его формирование как личности.
«Крупнейший философ и этнолог XX столетия, создатель структурной антропологии Клод Леви-Стросс считал, что человек научается мыслить и становится человеком исключительно на базе так называемых бинарных оппозиций. День — ночь, животное — человек, свой — чужой, добро — зло. И едва ли не самой ранней и самой важной для человека оказываются оппозиции „папа — мама“, „мужчина — женщина“, — отметил историк. — Этот бинарно-оппозиционный тип мышления помогает человеку осознать, где он, а потом — увидеть, что находится между полюсами и простраивать свою жизнь так, как он хочет. Эти вехи нужны».
В том числе, уверен Коцюбинский, у человека должно быть представление о том, как выглядят и ведут себя «правильные» мужчина и женщина. Первый по природе инициативен, амбициозен, агрессивен, вторая — поддерживающая, миролюбивая, аккуратная. И эти роли им органичны.
«Мужское и женское, культурно существуя и проявляясь, формируя поведения большинства, помогают человеку быть счастливее. Агендерность и попытки переконструировать представления о поле и гендере ведут к напряжению», — высказался Коцюбинский.
Этот тезис, настаивает эксперт, никак не означает, что инакие люди должны подвергаться дискриминации.
«В то же время игра в раздачу привилегий инаковым, как и всякая революция, чревата реакцией. Если мы хотим защитить людей от социальной агрессии, не надо переводить позитивную дискриминацию в правовую плоскость», — заявил историк.
Ася Новкунская возражает: жесткие представления о феминности и маскулинности рано или поздно приводят к стереотипизации и начинают работать как дискриминационный механизм.
«Прежде всего для тех, кто не чувствует себя комфортно и счастливо в этой системе рамок, где мальчики — всегда защитники, мужественные и амбициозные, а девочки — охраняют домашний очаг. Всех, кто с этим не согласен, как бы исключают из общества», — отметила Новкунская.
Социолог напомнила, что если пол обусловлен набором биологических характеристик, то гендер — набором социальных. И существует множество различных форм социальной жизни, культур и идентичностей, которые показывают, что пол и гендер связывают не два возможных способа.
«То, как должны себя вести мальчики и девочки — далеко не консистентный, не одинаковый набор правил, норм и ожиданий. Даже в рамках российского общества. Возьмите семью военного и семью священника — их сыновья будут проходить различную социализацию и усваивать разные установки», — привела пример Новкунская.
Социолог полагает, что любая норма в итоге превращается в некую систему принуждения, и что люди были бы гораздо счастливее, если бы над ними не довлели представления об идеальных мужчинах и женщинах, а добавлялись и другие формы женственности и мужественности.
Какой бы стройной ни казалась концепция Даниила Коцюбинского, большинство вопросов из зала было обращено к нему.
На часть из этих вопросов ответы были даны, но все же, учитывая особенности российского законодательства, мы оставляем за собой право открытого финала, а вам — возможность ответить на них самим.
Софья Иванова