Posted 7 декабря 2022, 09:56
Published 7 декабря 2022, 09:56
Modified 1 февраля, 19:41
Updated 1 февраля, 19:41
В петербургском арт-пространстве mArs (Марсово поле, 3) в пятницу, 9 декабря, в 20:00 состоится очередное заседание Дискуссионного клуба Даниила Коцюбинского «Почему все не так?». Тема встречи — надо ли запрещать слова?
Вместе с почетным гостем Клуба — известным петербургским писателем, автором культовых книг, посвященных криминальной жизни Петербурга, и основателем легендарного Агентства журналистских расследований Андреем Константиновым участники дискуссии поговорят и поспорят на тему «отмены» тех или иных слов, кажущихся власти или отдельным социальным активистам «опасными».
Надо или не надо тащить людей на цугундер за разного род словесные разжигания, оскорбления чувств, дискредитации, умаления и отрицания, а равно восхваления, за матерную лексику и нематерную пропаганду? Какая форма затыкания рта лучше и «цивилизованнее» — уголовное преследование за «отрицание Холокоста», а равно за оскорбление личности главы государства или богохульство — или же тотальная социально-сетевая «отмена» за произнесение вслух слова «негр» или лозунга «Белые жизни важны?» Или же эти два разных вида запретов на слова «оба хуже»?.
Еще в 1767 году просвещённая государыня Екатерина II, обращаясь с Наказом к делегатам Уложенной комиссии, разъясняла опасность криминализации слов: «Китайские законы, например, присуждают, что, если кто почтения Государю не окажет, должен казнен быть смертию. Но [поскольку] они не определяют, что [такое] „неоказание почтения“, то все может там дать повод к отнятию жизни, у кого захотят, и к истреблению поколения, чье погубить пожелают».
Лишь в том случае, если слова непосредственно сопряжены с насильственным действием, они оказываются частью оного: «Слова, совокупленные с действием, принимают на себя естество того действия. Таким образом, человек, пришедший, например, на место народного собрания увещевать подданных к возмущению, будет виновен в оскорблении Величества потому, что слова совокуплены с действием и заимствуют нечто от оного. В сем случае не за слова наказуют, но за произведенное действие, при котором слова были употреблены».
И далее — ключевое: «Слова не вменяются никогда во преступление, [за исключением случаев, когда] оные приуготовляют, или соединяются, или последуют действию беззаконному. Все превращает и опровергает [тот], кто делает из слов преступление, смертной казни достойное: слова должно почитать за знак только преступления, смертной достойного казни. Итак, слова не составляют вещи, подлежащей преступлению…».
Впрочем, все это не помешало просвещенной императрице сослать в 1790 году Александра Радищева в Сибирь за публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву»…
Билеты на мероприятие можно приобрести на TimePad или в кассе перед началом мероприятия.