Posted 13 октября 2022, 07:00
Published 13 октября 2022, 07:00
Modified 1 февраля, 19:29
Updated 1 февраля, 19:29
В Государственном Эрмитаже произошло важное событие — посетителям музея после реставрации, ставшей возможной при поддержке Группы «СМП Банк», представили «Портрет императрицы Екатерины II» работы художника Андреаса Каспара Гюне.
Уникальное полотно, созданное в XVIII столетии, значимо для Эрмитажа — на нем изображена основательница музея и покровительница искусств императрица Екатерина II.
«Екатерине Великой мы обязаны периодом колоссального скачка в развитии образования, науки, промышленности и многих других областей», — напомнил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский о славном екатерининском времени.
Реставрация портрета императрицы Екатерины II — это проект, который мы поддержали без всяких сомнений. Сейчас картину может увидеть любой посетитель Государственного Эрмитажа. Я испытываю особенную гордость за то, что «СМП Банк» помог сохранить для будущих поколений этот портрет Екатерины Великой», —рассказал управляющий филиалом АО «СМП Банка» в Петербурге Александр Конышков.
Нужно отметить, что это не первая работа банка с Эрмитажем. Сотрудничество началось в 2020 году во время пандемии, когда был реализован проект онлайн-экскурсий по музею. Когда в 2021 году СМП Банку предложили продолжить сотрудничество, у его руководства не возникло никаких сомнений в том, что это хорошее и важное дело. В частности, Конышков назвал совместную работу над реставрацией портрета «символичной вещью», ведь эпоха Екатерины Великой — интересный и важный период в жизни Российского государства.
«Я хочу особо поблагодарить реставраторов, ведь деньги сами по себе ничего не могут. Я — петербуржец, Эрмитаж хорошо знаю и очень люблю здесь бывать. Я невероятно рад тому, что наш банк занимается не только бизнесом, но и сохранением и восстановлением культурного наследия Северной столицы», — отметил Конышков.
«Картина после реставрации будто бы приобрела новые краски, мы теперь видим прекрасную живопись XVIII века, — отметила Светлана Адаксина, главный хранитель Государственного Эрмитажа. — На этой картине такое количество атрибутов, что с её помощью можно рассказать целую историю Российского государства».
Действительно, императрица Екатерина II на картине Андреаса Каспара Гюне предстала поистине просвещенной монархиней — с цепью ордена Святого Андрея Первозванного на фоне занавеса, за которым открывается вид на Сенатскую площадь. Именно здесь по воле Екатерины II в 1782 году был установлен памятник Петру I.
На другом берегу Невы, напротив памятника, мы видим здание Императорской Академии художеств. Оно тоже возведено по указу Екатерины II в 1764–1788 годах. Императрица указывает на лежащий на постаменте том «Наказа». Екатерина написала его для депутатов Уложенной комиссии (действовала в 1767–1768 годах), состоявшей из избранных представителей всех сословий. Этот текст стал программным документом просвещенного российского абсолютизма, широко распространился в России и в Европе. Екатерина создавала его, опираясь на труды французских философов эпохи Просвещения. В тексте «Наказа», в частности, говорится: «Закон Христианский научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно».
История создания этого портрета в деталях неизвестна, но, как рассказала старший научный сотрудник Отдела русской культуры Эрмитажа Наталья Бахарева, с большой долей вероятности можно предположить, что Андреас Каспар Гюне писал целую серию исторических картин, посвященных царствованию Екатерины II, по заказу князя Григория Потемкина для одного из возводимых дворцов в Новороссии или в Крыму.
Однако светлейший князь умер в 1791 году, и портрет Екатерины II Гюне, скорее всего, не завершил. До сих пор можно, внимательно приглядевшись, увидеть, что он переписывал положение ног Екатерины, разворот рук. На правой кисти внимательный зритель насчитает шесть пальцев…
Парадный портрет императрицы хранился долгие годы в частном собрании потомков екатерининского фаворита, а после национализации 1917 года — в историко-бытовом отделе Русского музея. Картина попала в Эрмитаж перед самой Великой Отечественной войной в 1941 году вместе с другими экспонатами расформированного историко-бытового отдела ГРМ, и за прошедший век не реставрировалась.
Наталья Бахарева рассказывает, что потемневший портрет императрицы считался работой неизвестного художника. Именно она, вооружившись фонарем, рассмотрела на картине, находящейся в фондах, едва заметную под слоями потемневшего лака подпись немецкого художника.
«Когда мы делали выставку о Потемкине, представили несколько картин работы Гюне — и эту, которая была не атрибутирована, — говорит Бахарева. — И когда мы собрали все полотна вместе, просто наглядно стало ясно, что „картина неизвестного художника“ — это работа мастера».
Старший научный сотрудник обращает внимание на яркий насыщенный белый цвет на картине: «Пока она стояла в фонде, покрытая темным лаком, этой яркой парадности было не видно».
Также Бахарева обратила внимание на то, как вообще в ту эпоху писали портреты первых лиц. В частности, императрица могла позировать одному приближенному художнику час-два, не более. Одежду и украшения, чтобы их запечатлел живописец, зачастую надевала придворная дама или служанка. И все последующие художники писали свои картины вот с такого образцового дворцового портрета.
Процесс реставрации полотна был непростым. Художники Лаборатории научной реставрации станковой живописи Андрей Крупенко и Максим Лапшин под руководством заведующего лабораторией Виктора Коробова работали над картиной в течение года — убирали загрязнения, слои желтого лака, восполняли утраты. Зато теперь полотно каждый желающий может увидеть в Эрмитаже в зале № 168 на постоянной экспозиции «Русская культура второй половины XVIII века».
Галина Артеменко