Posted 20 мая 2022, 10:51

Published 20 мая 2022, 10:51

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

«Для меня гимн страны — значимый символ, который нельзя профанировать»

20 мая 2022, 10:51
Универсальные рецепты для школы — это неправильно, считает директор президентского лицея Максим Пратусевич.

19 мая в Государственную думу внесен законопроект о создании новой общероссийской государственной детской организации «Большая перемена». Директор президентского физико-математического лицея № 239 в Санкт-Петербурге Максим Пратусевич оценивает перспективы подобного объединения. Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».

— В день 100-летия Всесоюзной пионерской организации (ВПО) дан старт формированию ее преемника. Это неизбежно коснется школы. Существует ли сегодня в нашей стране необходимость в подобной структуре?

— Чтобы жизнь у детей была интересной, они все равно объединяются в те или иные социумы. Называется ли это пионеры, скауты, российское движение школьников, но, тем не менее, социум, в котором ребенок существует и что-то делает, все равно есть. Я не думаю, что это вырастет во всеобъемлющее объединение, как это было с ВПО, и больше ничего не останется. В том числе потому, что на этом поле достаточно много мощных игроков.

Можно вспомнить, что в числе организаций, инициированных государством, есть поисковики, волонтеры, ролевики, много сообществ, которые чем-то заняты. Даже если нет инициативы сверху, что-то происходит снизу. Достаточно где-то появиться, в том числе и в школе, какой-то магнетической личности, как вокруг нее немедленно начинают роиться дети, и возникает какая-то организация.

— Я боюсь, что, несмотря на добровольное участие детей в новой организации, школам будут, мягко говоря, рекомендовать инициировать появление ее ячеек. Есть ли плюсы в появлении структуры, которая неизбежно будет напоминать ВПО?

— Давайте признаем, что наряду с минусами, которые были у пионерской организации (особенно в последние годы ее существования — формализм, бюрократизм, приписки), в ней было много полезного. В мои пионерские годы я активно занимался поисковой работой по истории Отечественной войны. Был заведующим фондами школьного музея. Все происходило под эгидой пионерской организации. Досуговая часть детских лагерей тоже была заботой ВПО, за годы существования которой было накоплено довольно много содержательных методик.

Из штабов пионерских дружин выросло достаточно новаторских педагогических течений. Можно вспомнить историю коммунарского движения Игоря Иванова, Коммуну юных фрунзенцев в Ленинграде, педагогику детского лагеря «Орленок». На самом деле много всего интересного внутри пионерского движения происходило.

Как всегда при появлении новых инициатив, сейчас будет с избытком формализма, там, где нет основания для существования такой организации, — но может появиться много хорошего и интересного.

— На ваш взгляд, что из методик, например, такого яркого явления, как коммунарское движение, можно применить сегодня? Дети и подростки живут в совершенно иной реальности.

— Это внешне. На самом деле потребность ребенка в общении со значимым взрослым сохранилась. Даже увеличилась. Сейчас наступает то время, когда все «наелись» компьютером и хочется назад к человеку. На примере нашей школы могу сказать, что при наличии необходимого оборудования дети рисуют многочисленные афиши и газеты от руки. Потому что они так хотят.

Общение со значимыми взрослыми по важным жизненным вопросам — это то, что нужно значительному количеству детей. Это было тогда и есть сейчас, невзирая на технологии и все остальное. Внутри ребенок остался тем же самым. Педагогические технологии работают. Можно создать коммуну, отряд. Это требует достаточно серьезной отдачи. Этим нельзя формально заниматься с 9.00 до 16.00. Если человек на это готов, то у него получится.

— Много сегодня говорят о воспитании патриотизма. Оно возможно? Патриотизм — это ведь чувство или нравственный принцип. Можно ли его выработать у детей с помощью каких-то методик?

— Я обратил внимание в 2004 году, что на закрытии Всероссийской школьной олимпиады никто не подпевал гимн России. Если сейчас звучит наш гимн, то практически все дети в зале подпевают. Не потому что их заставляют, а потому что у них есть потребность. Как бы мы к этому ни относились, но это означает, что они определенным образом воспитаны. Можно ли то, что так воспитано, называть патриотизмом, другой вопрос. Какие-то определенные отзывы на государственные символы воспитываются вполне.

— Еженедельное поднятие государственного флага, которое теперь вводится в российских школах по понедельникам, будет этому способствовать?

— Мне не кажется, что это актуально. В школе есть много других забот. Все должно произрастать естественно. Школы разные. В одних регионах это будет совершенно естественный ритуал. Где-то его уже практикуют. В других местах это будет что-то, навязанное извне, инородное и формальное. Никто не говорит, что одни хорошие, а другие плохие, но это так. Воспитательная система, уклад школы — вещи очень тонкие, к которым подходить нужно достаточно деликатно. Универсальные рецепты (давайте везде поднимать флаг и петь гимн) — это неправильно.

— На ваш взгляд, вопрос, как использовать государственные символы в воспитательной работе, можно делегировать самим учебным заведениям?

— Я бы сделал это так. Для меня гимн страны — достаточно значимый символ, который нельзя профанировать. Он должен звучать торжественно и строго. Знаменовать собой нечто. Мы его включаем, например, когда вручаем аттестаты зрелости, потому что их выдает государство в нашем лице. Если мы его запускаем просто по утрам, то мне кажется, что мы некоторым образом снижаем его значимость.

С другой стороны, я понимаю, что это можно сделать значимым событием, но их не должно быть много. Иначе они перестают быть величественными. Поэтому вопрос, раз в неделю это много или мало, дискуссионный.

Беседовал Петр Годлевский

Подпишитесь