Posted 13 мая 2022, 12:06

Published 13 мая 2022, 12:06

Modified 1 февраля 2024, 18:15

Updated 1 февраля 2024, 18:15

Разделяй и властвуй: кто развалил Балтийский банк?

13 мая 2022, 12:06
Процесс санации, запущенный с подачи совладельца банка Олега Шигаева, привел к фактическому уничтожению успешного бизнеса.

Петербургский предприниматель Андрей Исаев стал невольным участником событий, связанных с развалом Балтийского банка. Кредитную организацию бизнесмен возглавил в конце девяностых вместе с партнером Олегом Шигаевым. Сотрудничество, растянувшееся на много лет, дало сбой в 2012–2013 годах. Тогда Исаев заподозрил коллегу в выведении активов. Дело закончилось санацией банка, в результате которой от бизнес-империи не осталось и следа.

Как объяснили участники событий, Шигаев изначально планировал избавиться от неудобного партнера, но сделать это ему не удалось — пришлось «договориться» с Альфа-банком и Агентством по страхованию вкладов (АСВ), которые и взялись за санацию. На допросах в Следственном комитете выяснилось, что взамен бизнесмену пообещали «отступное», но фактически он оказался без куша, с уголовным делом и за границей.

Не лучше судьба сложилась и у Исаева, который из-за рубежа безуспешно борется за личные активы, которые разбазаривают «заинтересованные лица».

Оступиться за отступное

Считается, что конфликт совладельцев Балтийского банка не был сугубо корпоративным. Версию о заинтересованности внешних игроков отстаивают сразу несколько участников событий.

Гипотезой поделился со следователем юрист Ваха Гишкаев, который выступал на стороне Шигаева. Корреспондент «Росбалта» ознакомился с протоколом допроса от 2019 года.

Показания адвоката построены на предположении, что на судьбу изначально финансово стабильного Балтийского банка повлияли глава правления Альфа-банка Андрей Соколов и замглавы АСВ Валерий Мирошников. Гишкаев на встрече в мае 2014 года рассказал обоим о корпоративной неурядице, а те заверили его в готовности провести санацию. Доверитель Шигаева согласился, поделился оптимистичными финансовыми отчетами, но, как заявил Гишкаев на допросе, Соколов «пояснил, что целью Альфа-банка является получение 60 млрд рублей кредитных средств, других вариантов у нас нет, вопрос о санаторе решен окончательно и нет смысла говорить на эту тему больше».

Сделка, однако, затягивалась. В Альфа-банке и АСВ, по словам юриста, начали давить на Шигаева, грозили силовиками, предлагали денежную «благодарность», и бизнесмен уступил. Балтийский банк подвергли санации в том же 2014 году. «Куратором» из ФСБ в протоколе назван экс-сотрудник спецслужбы Кирилл Черкалин, который занимался банковским сектором. В 2019 году у него дома нашли 12 млрд рублей, а в 2021-м военный суд приговорил его к семи годам колонии строгого режима по делу о мошенничестве и получении взятки в особо крупном размере.

В ходе расследования Черкалин заявил, что схему негласного банковского покровительства организовал Валерий Мирошников, и именно ему принадлежала большая часть из изъятых 12 миллиардов. Сам Мирошников вскоре после задержания Черкалина уехал с семьей за границу и заочно подал заявление об отставке.

Что касается Шигаева, то на договоренности о санации история не закончилась. По мнению юриста Гишкаева, Соколов и Мирошников потребовали еще более 1,5 млрд рублей, которые были якобы выведены из средств вкладчиков, однако предприниматель не согласился. В итоге против Шигаева возбудили уголовное дело, и он уехал за границу.

Презирая прозрачность

Санация завершилась в 2019 году. В результате банк, входивший в сотню крупнейших в России, фактически оказался уничтожен.

Участники рынка считают, что процедура «оздоровления» была проведена недобросовестно. Смущает, например, подача в ЦБ сведений о капитале в сумме минус 16 млн рублей — к тому моменту сообщалось о положительных активах в 8 млрд рублей. Новым «кураторам» выдали кредит на 57,4 млрд рублей, однако это не спасло банк. Акции стали стоить 1 рубль. Как раз тогда, в 2014–2015 годах, российская валюта заметно ослабла, что открывало возможности для спекуляций.

«Альфа-банк через АСВ получил около 90% акций Балтийского банка, офисы в 31 городе России, 29 отделений и филиалов в одном только Санкт-Петербурге, престижные здания в центре Санкт-Петербурга, в том числе 2 бизнес-центра класса А площадью 50 000 кв.м, 2,6 миллиона частных клиентов, 1500 банкоматов, много зарплатных клиентов (130 вузов с количеством студентов и преподавателей 340 000 человек, силовые структуры в количестве 75 000 сотрудников), усиление своего присутствия и позиций в престижном регионе Северо-3апада России», — напомнил Гишкаев следователю.

Сегодня Шигаев находится Швейцарии. Редакция «Росбалта» ознакомилась с последними судебными решениями Федерального суда. Выяснилось, что экс-банкир попросил страну об убежище: его якобы преследуют в РФ по политическим мотивам, а имущество незаконно разбазаривают. Женевские власти не согласились с такой трактовкой, что подтвердила апелляция в декабре 2020 года.

В сентябре 2021 года Шигаев был арестован. После ареста он, как сообщают СМИ, ударил себя ножом в живот, ему пришлось пройти курс лечения в клинике. Затем Шигаев объявил голодовку, что отсрочило его запланированную депортацию. А весной 2022 года Федеральное ведомство юстиции Швейцарии прекратило процедуру экстрадиции Шигаева и сняло для него ограничения на свободу передвижения, сообщила 8 мая NZZ am Sonntag. «С выходом России из Совета Европы будет утрачена важная институциональная основа, гарантирующая независимый надзор за соблюдением прав человека в этой стране», — заявили в ведомстве юстиции.

Параллельно развиваются судебные разбирательства с участием Исаева. Предпринимателя втянули в разделение Балтийского банка, хотя схему по санации, как следует из сообщений юристов, затеял Шигаев.

Формально «внешние управляющие» имеют полное право забирать средства собственников банка для его «оздоровления». На деле же пошла охота на личные активы Исаева, которого в 2018 году признали банкротом, и его семьи. Причем банкротят юридические лица, связанные с Исаевым, конкурсные управляющие Чукин и Федоров, аффилированные со структурами Альфа-банка. Против окружения экс-банкира заводят уголовные дела. Из-за границы успешно бороться за личную собственность не получается, а на родине Исаева ждут проблемы с силовыми ведомствами. Правоохранительные органы до сих пор закрывают глаза на «внешних управленцев» из АСВ и Альфа-банка, а суды отказываются проверять прозрачность проведенной санации.

Между тем у партнеров по «Альфа-Групп» Михаила Фридмана и Петра Авена сейчас тоже не лучшие времена. Оба бизнесмена попали под западные санкции и были вынуждены выйти из совета директоров Альфа-банка. Теперь они находятся за границей и жалуются на тяжелое экономическое положение.

Фридман заявлял, что чувствует себя «пленником» в Британии и не знает, «как жить дальше». В интервью испанской газете País бизнесмен признавался, что ему не хватает денег даже на ресторан, не говоря уж о содержании дома. По словам Фридмана, британские власти должны выделить ему определенную сумму, чтобы он «мог поехать на такси и купить еды». «Но это будет очень ограниченная сумма по отношению к стоимости жизни в Лондоне. Не знаю, хватит ли этого, чтобы нормально жить, без излишка», — говорил олигарх.

Авен также озадачен финансовыми трудностями из-за санкций. «Будет ли мне позволено нанять уборщицу или водителя? Я не вожу машину… Возможно, моя падчерица будет водить. Мы не понимаем, как выжить», — сетовал бизнесмен в интервью Financial Times.

Подпишитесь