Posted 20 апреля 2022, 12:15

Published 20 апреля 2022, 12:15

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Устоит ли малый бизнес под шквалом санкций

20 апреля 2022, 12:15
Предпринимателям нужна не только поддержка, но и условия, когда государство просто не будет им мешать. Остальное они все сделают сами.

Западные санкции, введенные против России после 24 февраля, серьезно сказались на предпринимателях: по данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, их влияние уже ощутили на себе 84% компаний.

Какие отрасли оказались под наибольшим ударом и на какую господдержку рассчитывает бизнес? Эти и другие вопросы на круглом столе в «Росбалте» обсудили предприниматели и депутаты.

Война торговых центров и «островов»

Экономическая и общественно-политическая ситуация в России и мире не могла не отразиться на малом и среднем бизнесе, который только недавно начал «отходить» от последствий коронавирусной пандемии и связанных с ней ограничений. Говорят, в одну реку дважды не войти, однако представители МСП весной 2022 года столкнулись ровно с теми же проблемами, что и весной 2020-го: повышением арендной платы.

Первыми тревогу забили работники «островов» и представители малого и среднего бизнеса, работающие в петербургских торговых центрах. Некоторые даже собираются выйти на митинг к Смольному, чтобы привлечь внимание властей к конфликту с арендодателями. Об этом на круглом столе заявил Аркадий Штейн, основатель и генеральный директор компании «Макароника», крупнейший в России производитель десерта «Макарон».

По его словам, торговые центры Северной столицы агрессивно ведут себя в отношении микроарендаторов «островов».

«Зачастую это ИП, матери-одиночки, семейные микробизнесы и молодые предприниматели, живущие только на доходы с торговых «островков». Люди доведены до отчаяния. У нас масса писем о повышении аренды. Иностранные «якоря» ушли, ТЦ перекладывают свои потери на малый и средний оставшийся у них российский бизнес. При этом трафик в ТЦ сократился от 25% до 80% — например, в «Мегах», — отметил Штейн.

Предприниматель выдвинул ряд предложений, которые могли бы помочь людям.

Так, Штейн предложил запретить ТЦ повышать аренду в нынешних обстоятельствах, заявив, что российские предприниматели стали заложниками ТЦ.

«Мы готовы инициировать разбирательства ФАС и прокуратуры по этому вопросу», — сказал Аркадий Штейн.

Также предприниматель предложил предоставить возможность субъектам МСП, а в идеале — всем арендаторам, право одностороннего выхода из кабального договора аренды без штрафных санкций и возможностью вернуть внесенные депозиты. Штейн напомнил, что именно эта мера остановила ожесточенную борьбу ТЦ с арендаторами во время пандемии.

«Также стоит предоставить российским производителям — субъектам МСП преимущественное право занятия вакантных площадей аренды в ТЦ в качестве меры поддержки отечественных производителей, которым зачастую отдавались локации по остаточному принципу. А самим торговым центрам можно предложить скидки по земельному налогу и/или по налогу на имущество — на размер предоставляемой скидки арендаторам», — добавил предприниматель.

Проблемы автотранспортной отрасли

На фоне падения рубля и санкций цены на товары и продукты в магазинах резко поползли вверх, серьезно опережая официальные цифры инфляции. Но, по мнению предпринимателя, автоэксперта Гиви Гоцеридзе, этого можно было бы избежать — если бы автомобильную отрасль в условиях санкций поддержали из федерального или местного бюджетов.

«Транспортировка грузов — это не только контейнерные перевозки, авиаперевозки и РЖД. Львиную долю занимает автотранспорт, который доставляет в магазины товары, в стоимость которых всегда входит транспортировка», — объяснил предприниматель, подчеркнув, что чем меньше затрат несут транспортники, тем дешевле по итогам будут товары на полках магазинов.

После введения санкций, отметил Гоцеридзе, автотранспортная отрасль столкнулась с огромным количеством сложностей. Среди них — необходимость ремонта автомобилей в условиях дефицита импортных запчастей.

«В России больше 6,8 млн грузовой техники разного вида. 1,5 млн машин служат меньше пяти лет, 1,8 млн — меньше 10 лет. 3,8 млн машин у нас еще старше. Вопрос — как обслуживать автопарк, если все машины на иностранных запчастях?» — задался вопросом предприниматель.

По его словам, отрасль собирается взять курс на сотрудничество с Турцией, однако опасается спекулятивных цен.

«Вот, к примеру, китайские колеса для фур до кризиса стоили по 26,5 тыс., сейчас — 50 тыс. А у нас в сцепке 12 колес, — приводит пример Гиви Гоцеридзе. — Моторное масло мы покупали по 350 рублей за литр, а теперь оно 840. А нам по 40 литров масла надо на замену — при том, что пробеги в районе тысячи километров в сутки».

Также предприниматель добавил, что транспортникам сложно заключать договоры с российскими заправками — несмотря на сложные времена, навстречу никто не идет.

«Когда я, например, работал с Shell, мне давали возможность отсрочки. В „Лукойл“ и „Киришиавтосервис“ потребовали деньги вперед, хотя сейчас договора везде завязаны на отсрочках. Я предлагал показать обороты компании, количество выбранного топлива, но договориться не вышло», — посетовал предприниматель.

Что делать?

Депутат Законодательного собрания Ленобласти Анна Хмелева уверена, что стратегически верным решением поддержки российской экономики стало бы целенаправленное вовлечение людей в бизнес. На данный же момент из 147 млн населения России меньше 7,5 млн занимаются бизнесом. Для страны такого масштаба, полагает депутат, необходимо как минимум 14 млн активных предпринимателей.

«У нас очень интересная статистика. Из 147 млн деньги в бюджет генерируют 38 млн человек. 22 млн у нас — официально безработные и домохозяйки трудоспособного возраста. Их, по всей видимости, заменяют 30 млн гастарбайтеров, которые домой в 2021 году отправили 13 млрд долларов — по сути, бюджет Москвы, — отметила эксперт. — Еще одна странность — женщины у нас вовлечены в экономику лишь на 46,5%, в то время как в Исландии, например — 80%».

Также крайне низкий процент населения занимается бизнесом в той или иной форме.

«На 38 млн трудящихся у нас только 7,5-9 млн юрлиц, ИП и самозанятых. Но это официальные цифры, по факту их еще меньше. И если вот эту активную часть населения сейчас задавить налогами и проверками, ситуация будет совсем грустная. Властям нужно работать с занятостью, наращивать уровень доверия в треугольнике «бизнес-государство-общество». Пора уйти от лозунгов «Можем повторить» к формуле «Можем накормить», — выразила уверенность Хмелева.

«Главное — не мешать»

Депутат петербургского Заксобрания Ирина Иванова, в свою очередь, уверена, что те 1 млн 750 петербуржцев, которые работают в МСП, должны сохранить рабочие места.

«Также нужно ввести мораторий на выселение бизнеса с площадей, которые они арендуют. Прекратить сносить эти несчастные павильоны. Оставить арендную плату на уровне 2021 года. Просит бизнес также снижать кредитные ставки для оборотных средств. Под 20-25% никто не готов их брать, учитывая, что горизонт планирования у малого бизнеса сейчас сократился до месяца — совершенно неясно, какие траты дальше будут, как подорожают материалы. Сюрпризов много и без санкций — раньше предприниматель 1 млн 200 тыс. руб. в год за вывоз мусора платил, а теперь ему присылают квиток на 8 млн 500 тыс», — приводит пример депутат.

Елена Дюкарева, вице-президент Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» также отмечает, что предпринимателям нужна дешевая аренда, дешевые кредиты и доступ к поставкам — дальше они справятся сами. Кроме того, Дюкарева призвала предпринимателей обращаться за разъяснением мер поддержки в ТТП, где их проконсультируют эксперты и помогут оформить документы.

Анна Хмелева к перечню условий для возрождения бизнеса добавила низкие налоги. По ее мнению, важно снять с предпринимателей лишние барьеры и отпустить их в вольное плавание — дальше бизнес все делает сам.

«Но у нас по-прежнему очень много проверок и большие штрафы. Слишком долгое время рассмотрения заявок на кредиты — до трех месяцев. Есть страны, где такие заявки за час рассматривают. Да и оплачивать квитанции ресурсоснабжающим организациям можно было бы не авансом, а по факту», — добавила эксперт.

Анна Хмелева также подчеркнула, что в нынешней ситуации российскому крупному бизнесу стоило бы взять под крыло коллег из МСП, как это происходило в послевоенной Японии.

«Основа японского экономического чуда — объединения одного-двух крупных производителей вокруг одного банка и их обмен ресурсами с множеством средних и малых предприятий. Сейчас нужно говорить о консолидации крупного бизнеса с МСП. А еще в Японии был высочайший уровень доверия между государством, бизнесом и обществом. В России же люди злятся и на тех, и на других, в целом не любят богатых. А государство и бизнес перекидывают нагрузку друг на друга и постоянно выясняют, кто и что должен», — уверена Хмелева.

Анжела Новосельцева

Читайте также
Миронов призвал поднять налоги для сверхбогатых и освободить бедных от уплаты НДФЛВ Тульской области гастарбайтеры из Средней Азии ограбили женщину и убили ее мужаРоспотребнадзор хочет подать групповой иск к «Уральским авиалиниям»Петербургские власти выделят 34 млн рублей на компенсацию зарплат сотрудникам фудкортовВладельцы «Перекрестка» и «Пятерочки» могут расширить свою долю на петербургском рынке за счет ушедших магазинов PrismaВ России из 2 млн сотрудников иностранных компаний уже 600 тысяч оказались под риском увольненийЕвгений Коган. Так происходит, когда население зарабатывает меньше денег«Коммерсант»: Минцифры заверяет, что в России нет дефицита вычислительной техникиВыдача розничных кредитов в марте сократилась на 40%Депутат Иванова: Никаких мер поддержки для петербургской туротрасли нет
Подпишитесь