Posted 18 апреля 2022, 13:35
Published 18 апреля 2022, 13:35
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко не так давно удивилась, что даже гвозди в России — импортные. Что уж говорить тогда о целом ряде сложных высокотехнологичных медицинских товарах — таких, как грудные и зубные имплантаты и эндопротезы? Как политические события повлияют на российских пациентов, разбиралась корреспондент «Росбалта».
Пластические хирурги в России забили тревогу еще несколько недель назад: грудные импланты, которые обычно везли из США, Бразилии, Франции, Германии и Южной Кореи, заканчиваются.
«Сейчас выстраиваются новые логистические сети поставок высококачественного оборудования и лицензированных имплантов для пластической хирургии, — рассказывает пластический хирург Олег Снигирь. — Не исключено, что на рынке изменится баланс предложения отдельных фирм производителей. Например, исчезнут грудные импланты производства США, но повысится предложение бразильских и корейских имплантов, которые лишь укрепят свои позиции в России».
Впрочем, серьезного кризиса в индустрии, вызванного тотальным дефицитом имплантов, врач не ждет — по его мнению, санкции и нарушение логистических цепочек повлекут за собой, в основном, удорожание услуг по увеличение груди. Мест, где будут производить такие операции, также станет значительно меньше.
Важно помнить о том, что реконструкция молочных желез играет огромную роль для женщин, переживших операцию по поводу онкологии. Впрочем, в НМИЦ онкологии им. Петрова и в Петербургском городском онкоцентре на нехватку материала пока не жалуются. В основном, потому, что все контракты на поставку были заключены либо в конце прошлого года, либо в начале этого.
«В конце 2021 года мы разыграли контракты на поставку имплантатов, поэтому в 2022 году с ними проблем быть не должно. Поставщики подтвердили свою готовность продолжить сотрудничество, — объяснила заведующая отделением опухолей молочной железы Петербургского городского онкоцентра Елена Михайловна Бит-Сава, добавив, что в медучреждении используют материалы европейских производителей.
В то же время стоимость имплантов впоследствии явно вырастет, так как с введением санкций у всех компаний возникли сложности в логистики. По мнению врача, поставлять товар на огромный российский рынок зарубежные производители не перестанут, но ситуация на складах меняется очень быстро. Поэтому сложно предсказать, сколько будут стоить импланты, даже в ближайшие пару месяцев.
С эндопротезированием у российских врачей пока проблем нет. Завотделением травматологии и ортопедии Мариинской больницы Сергей Черняев заверил, что пока «все, как прежде», глобально ситуация не поменялась, и цены на протезы не подскочили. В НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе травматолог Игорь Беленький также сообщил, что медучреждение успело заключить контракты с западными компаниями в январе–феврале сроком на полгода.
«Компании, с которыми мы сотрудничаем, не прекращают сотрудничество и не хлопают дверью. Может быть, какие-то логистические проблемы потом возникнут и цены поднимутся немного, но они вроде бы готовы продолжать работу с нами», — отметил врач. Речь идет об американских производителях Johnson & Johnson,Zimmer, Stryker и английском Smith & Nephew.
«Мы также рассматриваем варианты импортозамещения протезов коленных и тазобедренных суставов — появились уже несколько наших производителей, которые могут замещать зарубежные аналоги. Они и раньше были, но качество оставляло желать лучшего. Сейчас они и по дизайну, и по специальным характеристикам — на уровне. Единственный минус — нет большой базы для контроля результатов. А вот по протезам, которые на рынке десятки лет, уже сотни тысяч имплантаций можно отследить», — отметил Беленький.
У частных медорганизаций пока тоже все стабильно: по словам Максима Колядина, травматолога-ортопеда петербургской «СМ-Клиники», сбоев в поставках импортных материалов для эндопротезирования пока нет.
«Холдинг сотрудничает с проверенными поставщиками, и никаких нареканий к их работе нет. Все материалы закупаются своевременно и в достаточном количестве. На складах сформированы резервы продукции. Поэтому даже в случае ухудшения ситуации с поставками „запаса прочности“ нам хватит надолго», — отметил врач.
Колядин уточнил, что в клинике используют импланты лидеров мирового рынка — американской компании Zimmer Biomet и немецкой Aesculap. Для каждого пациента эндопротезы подбираются индивидуально.
«Российские аналоги, безусловно, существуют, однако стоит понимать, что при выборе имплантов есть масса нюансов. Значение имеют материалы, из которых изготовлен имплант, его конструкция, возможность замены при повторных операциях и так далее. От этих факторов зависит срок службы протеза, и то, насколько хорошо он приживется. Анализируя детали, мы все-таки отдаем предпочтение импортным материалам. К тому же у нас накоплен большой опыт работы с ними», — объяснил Колядин.
По его словам, обычно пациент не чувствует какой-либо явной разницы между импортными и отечественными протезами. По крайней мере, в течение какого-то времени после операции. Однако в дальнейшем во время эксплуатации протеза могут возникнуть определенные сложности в виде расшатывания импланта или раннего износа — правда, заранее спрогнозировать это нельзя. Слишком многое зависит и от исходного состояния пациента перед, и от того, как прошла операция, и от квалификации хирурга. А также от того, насколько строго пациент соблюдает рекомендации врачей после установки импланта.
Цены ни на операции, ни на сами импланты в клинике пока не поднимали: средняя стоимость протеза сегодня составляет около 150 тыс. рублей. Ровно такой же она была в декабре 2021 года.
Как выяснилось, сильнее все российская спецоперация на Украине ударила по зубам — на нехватку материалов стоматологи жалуются повсеместно. Стоматолог-хирург, пародонтолог Максим Копылов отмечает, что в частной стоматологии до 90% расходных материалов, оборудования, инструментов производится за рубежом.
«В нашей клинике большая часть европейского и американского производства. Поэтому в первые дни информация о санкциях посеяла панику — было непонятно, какие компании уходят с рынка, какие остаются, представители фирм не могли дать четких ответов и заняли выжидательную позицию. Почувствовав грядущие изменения на рынке, мы произвели самую масштабную закупку за все существование нашей молодой клиники и заполнили склады на полгода вперед», — говорит врач.
В период с 24 февраля цены на расходники и оборудование выросли в среднем от 40 до 60%, на некоторые материалы — и вовсе в 4-5 раз. Однако уже сегодня цены на некоторые позиции опустились примерно на 20% от верхних значений.
По словам Копылова, только сейчас стало более или менее понятно, что многие компании остались, ведь медицинские товары — жизненно важная категория, на которую санкции не распространяются. Уход некоторых фирм связан с их частной инициативой или нарушением логистических цепочек.
«Оставшиеся товары подорожали — в том числе из-за сложностей с транспортировкой, но главное, что они есть, и мы можем продолжать работу в штатном режиме. Эта ситуация заставила многих коллег взглянуть в сторону азиатских производителей. Некоторые даже запланировали деловые поездки в Китай, Корею для знакомства с рынком и местными производителями», — говорит Максим Копылов.
Российская компания «Ультрастом», выпускающая аналоги высокотехнологичной продукции мировых брендов в области стоматологии и зубной техники, пока справляется с выросшим спросом на импланты, но мощностей уже не хватает.
«Наблюдается ажиотаж на рынке комплектующих к дентальным иплантатам — это формирователь десны, абатменты, мультиюниты, — говорит Артем Алимбетов, директор по развитию и маркетингу. — В нашей компании резко вырос спрос на них. Сейчас справляемся с заказами, но через время прогнозируем дефицит, поэтому работаем над увеличением производительности. Задачей на это время будет удовлетворение товарного спроса стоматологического и зуботехнического сообщества».
Дарья Мельситова, гендиректор компании EUROKAPPA, российского производителя элайнеров также подтвердила, что многие стоматологические клиники заявляют о дефиците расходников.
«С российского рынка пропали зубные импланты из Германии, Швейцарии, Израиля. На помощь приходит Корея, однако в связи с выросшим спросом и ажиотажем цены на их продукцию выросли в несколько раз. Если раньше базовый корейский имплант стоил около 6 тыс. рублей, сейчас в Москве найти его меньше, чем за 15 тыс. рублей, вряд ли возможно. Аналогично подскочила цена на корейский материал, который используется для наращивания костной ткани в качестве подготовки для дальнейшей имплантации», — говорит Мельситова.
В сложной ситуации оказались и ортодонты: ушел крупнейший поставщик элайнеров — американская компания Align Technology с элайнерами Invisalign, на долю которых приходилось около 35% российского рынка.
«Сейчас на рынке представлено несколько отечественных компаний, которые занимаются производством элайнеров, — рассказывает Дарья Мельситова. — Основная проблема, с которой мы все столкнулись — поиск альтернативных поставщиков биополимера, из которого, собственно, и делают капы. Европейские производители биополимерных пластин, с которыми Россия работала ранее, прекратили поставки. Сейчас мы ориентируемся на азиатских производителей».
Цены на брекеты, по ее словам, также неумолимо растут: они в основном поставлялись из стран, которые наложили на Россию санкции. Если раньше одна из наиболее распространенных брекет-систем, которая поставлялась из США, стоила около 35 тыс. рублей, сейчас — около 85 тыс. рублей. Китайские аналоги есть, однако даже с ними есть проблемы.
«Впервые на российском рынке сложилась ситуация, которая повторяет мировую тенденцию, когда лечение на элайнерах в 1,5-2 раза дешевле лечения на брекетах. То есть в России традиционно дорогое лечение на элайнерах может стать дешевле, чем лечение на брекетах. Сейчас разумнее делать выбор в пользу элайнеров, поскольку их производят сразу несколько компаний в России, в то время как поставки брекетов нестабильны, а цены непредсказуемы из-за колебания курса валют», — предупредила пациентов Дарья Мельситова.
Также эксперты отмечают, что беспроцентная рассрочка из стоматологии уходит, так как банки остановили их выдачу. Так что копить на красивую улыбку российских пациентам все же придется — и гораздо дольше, чем еще пару месяцев назад.
Анжела Новосельцева